02 апреля 2010, 19:42
Маркедонов: Умаров ведет борьбу не только против России, но и против Запада (Видео)
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
После взрывов в московском метро СМИ многократно называли деятельность террористов, как деятельность "чеченских сепаратистов", что неправильно, так как с 2004 года, после теракта в Беслане, никаких "чеченских сепаратистов" не существует. Об этом на прошедшей в Москве 1 апреля дискуссии "Кто взорвал Москву и Кизляр: исламисты, сепаратисты или просто бандиты?" заявил политолог, заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов.
В дискуссии "Кто взорвал Москву и Кизляр: исламисты, сепаратисты или просто бандиты?", проведенной московским Политклубом информационного агентства "Росбалт", приняли участие Сергей Маркедонов, председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль, главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Кротченко, президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский, член правления международного общества "Мемориал" Александр Черкасов.
Сергей Маркедонов: "чеченских сепаратистов" как политического трейда не существует
Предметом обсуждения участников дискуссии стали вопросы: чего добиваются боевики, есть ли шанс у властей окончательно победить их и, наконец, в чем состоит идеология, за которую смертники готовы взрывать себя в Москве, Кизляре и любом другом городе.
"За это время, наверное, десятки, сотни раз деятельность тех же самых террористов была квалифицирована как деятельность "чеченских сепаратистов". "Чеченские сепаратисты" взяли на себя ответственность", "чеченские сепаратисты не взяли на себя ответственность". Уважаемые коллеги, "чеченские сепаратисты", в принципе, - это приметы прошлого. С 2004 года, с теракта в Беслане, нет "чеченских сепаратистов" как политического трейда. Потому что идеи отделения Чечни от России и создание чеченской самостоятельной нации и государства не ставятся организаторами терактов", - объяснил Сергей Маркедонов.
Он напомнил, что Докку Умаров взял на себя ответственность за теракт в Москве, и отметил, что именно Умаров был тем человеком, который ликвидировал республику Ичкерия еще в октябре 2007 года и заявил об образовании Кавказского Имарата, или Имарата Кавказ.
"В том своем памятном обращении он заявил, что северокавказские республики, построенные по этническому принципу, - это придумка неверных и что цель - это, собственно говоря, объединение сил радикального ислама на Северном Кавказе для действия", - рассказал в ходе дискуссии Сергей Маркедонов.
Бороться с убийцами, конечно, важно, но это вторичные вещи, надо смотреть, какая идеология использует этот инструмент для достижения своих целей
"Более того, тот же Умаров и люди, близкие ему по взглядам, заявляют, что такие цели являются промежуточными, - продолжил политолог, - поскольку Умаров и его коллеги, если так можно сказать, рассматривают себя частью глобальной исламской уммы, которая видится как умма, объединяющая сторонников чистого ислама, который борется не только против кафиров и муртадов, то есть лжемусульман. И борется вместе, в едином порыве с теми, кто ведет свою борьбу в Афганистане, Сомали, Йемене".
По словам Маркедонова, Умаров ведет свою борьбу не только против России, но и против Запада, его идеология антизападническая и в большой степени антисемитская.
"Я много читал различных листовок, которые исламистское подполье выпускает, - и дагестанских, и карачаево-черкесских. Мотив борьбы с Израилем, с всемирным сатанизмом тоже имеет очень большое значение, это тоже надо понимать", - отмечает Маркедонов.
Он также подчеркивает, что власти и общество не очень понимают, что терроризм является не конечной целью, а инструментом: "Бороться с убийцами, конечно, важно, но это вторичные вещи, надо смотреть, какая идеология использует этот инструмент для достижения своих целей".
"Если суммировать то, что власти сказали сейчас, а они, собственно, повторили то, что многократно повторяли в течение последних десяти лет, - то это "террористы должны быть найдены и уничтожены", - сказал Маркедонов и добавил: "Что это за террористы, собственно, какие политические лозунги за ними стоят, какие политические силы, какие ресурсы - на это, в общем, никаких удовлетворительных ответов не прозвучало".
Что это за террористы, собственно, какие политические лозунги за ними стоят, какие политические силы, какие ресурсы - на это, в общем, никаких удовлетворительных ответов не прозвучало
Второй момент, который, по мнению политолога, представители власти акцентировали, можно назвать инструментальным: "То есть главная проблема - это повышение качества видеонаблюдения, повышение материального содержания сотрудников правоохранительных структур и т.д. и т.п."
Момент третий, говорит Маркедонов, касается уже оценок не столько представителей власти, сколько средств массовой информации и представителей общественности.
"Но о самом главном - о сути произошедшего и его причинах - сказано не было", - заявил на прошедшей в Москве дискуссии Сергей Маркедонов.
Александр Черкасов: на Кавказе наблюдается катастрофический дефицит справедливости
Выступая в дискуссии, член правления международного общества «Мемориал» Александр Черкасов заявил, что «Кавказ первый страдает от терроризма» сегодня. По его словам, именно судебная активность могла бы стать реальным средством для борьбы с терроризмом. И речь идет не только о суде над террористами. На Северном Кавказе сегодня наблюдается катастрофический дефицит справедливости, этот регион становится «резервуаром ненависти и горя». И изменить это можно только через вынесение судебных решений по всем беззакониям, творящимся там, полагает эксперт.
Как отметил Черкасов, по данным ПЦ «Мемориал», в Чечне насчитывается около 3 тыс. случаев исчезновения людей, которые практически всегда означают, что правоохранительными органами или спецслужбами была произведена внесудебная расправа над гражданином России. И безнаказанность силовиков порождает новых мстителей и смертников.
Гейдар Джемаль: новых терактов не будет - террористы уже добились своего
Председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль также раскритиковал действия властей и неадекватность их реакции на теракты и даже предположил, что актуальной становится угроза потери Россией суверенитета в связи с неспособностью обеспечить безопасность своих граждан. Но зато затем заметил, что «новые теракты вряд ли будут», поскольку «все эффекты», которых террористы хотели бы добиться, уже достигнуты.
В то же время Джемаль подчеркнул, что Доку Умаров "нанес страшный удар по Кавказу". "По всем тем, кто смотрел на него как на лидера политической оппозиции. Он доказал, что не имеет отношение к политическому смыслу. И я думаю, Кавказ должен ответить устранением этого человека, как бешеной собаки. Это мое личное убеждение", - сказал во время дискуссии Гейдар Джемаль.
"Исламское сообщество как часть глобального процесса борьбы за справедливость было потрясено и поставлено в совершенно ложное и тупиковое положение заявлением, которое распространил Доку Умаров, потому что, во-первых, это противоречит принципам исламского сообщества, это противоречит законам о ненападении на женщин и детей. Кроме того, это говорит о том, что Доку Умаров - это манипулируемая фигура", - полагает эксперт.
По словам Джемаля, теракт укрепил позиции тех, кто выступает за силовую линию во внутренней политике.
Более того, как заявил председатель Исламского комитета России, стали видны "более страшные признаки того, что Россию ждут испытания совершенно не с кавказской стороны".
Кроме этого, отмечает Джемаль, что последствия теракта могут угрожать суверенитету РФ. "На горячей волне этих кровавых взрывов остается вопрос о том, что российское государство не компетентно, его надо брать под опеку. Уже предлагается сделать это территорией, которую под опеку берет, скажем, НАТО. И это говорят такие люди как Расмуссен (генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен - прим. "Кавказского узла"), с одной стороны, с другой стороны пресса и Интернет Запада полны комментариями, которые говорят о том, что они используют и готовы использовать это, как предлог для обнуления российского суверенитета", - говорит Гейдар Джемаль.
Михаил Делягин: Существует несколько основных версий совершенных терактов
Председатель оргкомитета партии "Родина: здравый смысл", доктор экономических наук Михаил Делягин на пресс-конференции в Независимом пресс-центре также поделился своим видением версий терактов 29 марта в московском метро и 31 марта в Дегестане.
По мнению Делягина, место первого взрыва - на Лубянке - было выбрано символически. Этот теракт стал пощечиной определенной структуре, то есть ФСБ РФ, чей главный офис находится на Лубянской площади.
"Скорее всего, целью было нанесение не материального, а психологического ущерба, чтобы привести общественное сознание в определенное пластичное состояние. Поэтому наиболее популярная точка зрения, сейчас, в обществе, согласно опросам, это действия сотрудников спецслужб среднего звена, использующих террористов в собственных интересах", - сообщает Делягин.
Он отмечает также, что свою роль в дестабилизации обстановки сыграл и выявившийся недостаток резервных мощностей у операторов мобильной связи. "Невозможность связаться с близкими после сообщения о взрывах нанесла моральный ущерб, сопоставимый с самими терактами. Люди часами не могли дозвониться до родственников, поехавших в центр. Это было страшно", - говорит эксперт.
Режим КТО был снят несколько месяцев назад и несколько месяцев требуется на подготовку теракта. Может, это не простое совпадение
По словам Делягина, существует несколько основных версий совершенных терактов.
"Первая - это действия "одиночек". Просто кто-то решил отомстить. Эта версия подтверждается низким (не с точки зрения морали, а с точки зрения технологии, приношу извинения за эти слова) количеством жертв, но не подтверждается грамотностью планирования. После взрыва на "Лубянке", на "Парке Культуры" должно было скопиться много людей. Большой вопрос, почему их там не оказалось. Но, тем не менее, теракты были достаточно четко спланированы", - рассуждает эксперт.
Вторую версию он обозначает как "добро пожаловать в 1999 год" и возможный ее смысл видит в следующем: "У нас сейчас разворачивается либеральное информационное наступление. Началось с требования депутата Госдумы от "Единой России" адвоката Макарова во время антимилицейской кампании уничтожить МВД, продолжилось истошной попыткой реабилитации Гайдара, раскруткой блога в Живом журнале Татьяны Юмашевой, сбором в интернете подписей за отставку Путина".
По словам Делягина, смысл либерального наступления вполне понятен и заключается в том, чтобы превратить силовую олигархию во врага народа, как в конце 80-х превратили партократию и КГБ. "Как в конце 80-х, так и сейчас объект атаки эту атаку заслужил", - заключает эксперт.
"Президент поневоле ориентируется на интеллигенцию, поскольку это тот слой, который, как сейчас принято говорить, генерирует смысл, то есть определяет, что будет думать общество послезавтра, - полагает Делягин. - Поэтому любой президент является заложником интеллигенции. Поэтому такое массовое наступление воздействует на руководителя страны, в особенности, на слабого руководителя".
Делягин также считает возможным предположение, что "за этим стоит группировка "Волошин-Абрамович-Чубайс", а теракты в таком случае - приостановка "встречным валом" либерально-информационной атаки".
В качестве еще одной, распространенной в эти дни версий эксперт называет "плановую" активность террористов, то есть "демонстрацию превосходства ислама в первый день страстной недели и Пейсаха".
При этом он не верит видео, выложенному накануне в интернете, в котором лидер боевиков Докку Умаров берет на себя ответственность за теракты. "Даже если у кого-то в российском руководстве случится расстройство, Умаров тут же объявит, что это он и его бойцы совершили месть врагам", - заявляет Делягин.
Что касается мер борьбы с терроризмом, то тут он отмечает: "Следует оздоровить силовые структуры, по крайней мере, органы управления на Северном Кавказе, антикоррупционными процедурами. Снизить уровень коррупции там хотя бы до среднероссийского уровня, обеспечить контроль распределения на Северном Кавказе федеральных трансфертов и на этом основании нормализовать развитие региона".
Экономист также предполагает, что, "может быть, стоит пересмотреть отношения с конфессиями, возможно, использовать турецкую модель, где церковь контролируется государством, где служители могут быть лишены права служения и публичного чтения проповедей за антигосударственную или экстремистскую пропаганду".
Делягин также уверен, что надо восстановить режим контртеррористической операции в Чечне. "Режим КТО был снят несколько месяцев назад и несколько месяцев требуется на подготовку теракта. Может, это не простое совпадение", - говорит он.
По мнению эксперта, "Единая Россия" эксплуатирует теракты в собственных целях и оказывает на общество аналогичное с террористами воздействие, например, "Едро" объявляет критику против себя антигосударственной деятельностью.
В результате, отмечает Делягин, наблюдается рост настроений в пользу отделения Северного Кавказа от России. Жители некавказских регионов страны все чаще указывают на нежелание представителей кавказских народов интегрироваться, их агрессивность и свое нежелание жить с ними вместе.
Видео, посвященное данному событию, можно посмотреть здесь:
Как сообщал "Кавказский узел", утром 29 марта прогремели два взрыва на станциях Московского метрополитена "Лубянка" и "Парк культуры" Сокольнической линии. По последним данным, погибли 39 человек, ранения различной степени тяжести получили еще 95 человек. Теракты осуществили террористки-смертницы.
В одной из смертниц, взорвавших себя в московском метро, 1 апреля была предварительно опознана 17-летняя Дженнет Абдурахманова, вдова лидера дагестанских боевиков Умалата Магомедова, убитого в конце декабря 2009 года. Личность второй смертницы пока не установлена.
Напомним, 31 марта взрывы прогремели в дагестанском Кизляре, унеся жизни 10 человек. Власти считают, что теракты в Москве и Дагестане - звенья одной цепи.
Сперва в интернете появилась аудиозапись от имени одного из лидеров боевиков Докку Умарова, согласно которой северокавказские боевики не имели к терактам никакого отношения. По свидетельству журналиста Андрея Бабицкого, который неоднократно общался с Докку Умаровым, голос на пленке не принадлежит лидеру северокавказского подполья.
Затем в сети было выложено видеообращение, в котором Умаров берет на себя ответственность за теракты. В обращении он заявил, что эта акция является местью за гибель мирных жителей Чечни и Ингушетии во время спецопераций российских спецслужб в этих республиках. Умаров также пообещал новые теракты против россиян за то, что они не осуждают действия военных в Чечне.
Автор: Оксана Флорина, Дмитрий Флорин, Лидия Михальченко источник: корреспонденты "Кавказского узла"