В Ингушетии на суде по делу о мошенничестве с материнским капиталом продолжается допрос потерпевших
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
На проходящем в Магасском районном суде процессе по делу о мошенничестве с материнским капиталом допрошено 73 пострадавших. Всего по делу проходят 174 пострадавших и около 70 свидетелей, сообщает корреспондент "Кавказского узла".
Напомним, в июле 2011 года МВД Ингушетии заявило, что в разное время по разным уголовным делам были задержаны жительницы Чеченской Республики, сестры Лейла и Айна Арсамирзаевы, которых подозревают в мошенничестве с материнским капиталом. Всего по разным делам число обманутых женщин, по данным МВД, составляло 500 человек.
Обвиняемыми по делу проходят Лейла Арсамирзаева, Малика Долгиева, Ада Льянова, Хади Бекова, Мадина Медова, Индира Чумакова, Ззарета Бештоева и Раиса Акиева. Они обвиняются в совершении преступлений, предусмотренных ч.4 ст.159 УК РФ - "Мошенничество в особо крупных размерах". По версии следствия, в результате их действий жительницы Ингушетии лишались своих сертификатов, а обвиняемые путем махинаций заработали 40 миллионов рублей.
Меры пресечения Лейлы Арсамирзаевой и Малики Долгиевой – содержание под стражей, остальные обвиняемые находятся под подпиской о невыезде.
Судебный процесс начался 26 августа. На последнем заседании, 21 ноября, под председательством федерального судьи Хамида Тамбиева продолжился допрос потерпевших. Для дачи свидетельских показаний в этот день были вызваны 17 пострадавших. Следующее заседание суда состоится 28 ноября.
"На обналичивании материнского капитала в Ингушетии не наживался только ленивый"
Тема махинаций с материнским капиталом в Ингушетии актуальна на протяжении нескольких последних лет. "В аферах по обналичиванию сертификатов по материнскому капиталу был задействован и ряд государственных организаций Ингушетии", - информировала в мае 2011 года пресс-служба МВД по Северо-Кавказскому федеральному округу.
"Ни для кого не секрет, что исполнителями афер было среднее звено, но без ведома руководителей, махинации такого масштаба провернуть было бы невозможно", - заявил в свою очередь глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров на пресс-конференции, которая состоялась 1 апреля 2012 года.
Как рассказал корреспонденту "Кавказского узла" высокопоставленный сотрудник МВД Ингушетии, "на обналичивании сертификатов по материнскому капиталу в Ингушетии не наживался только ленивый". Правоохранитель напомнил об аресте сотрудников Пенсионного фонда Ингушетии - экс-главы Мовлата Вышегурова, его заместителя Лизы Белхароевой, начальника отдела назначения социальных выплат Лины Дахкильговой и ее заместителя Муслима Хамхоева. "Их обвинили в многомиллионных махинациях с использованием материнского капитала", - сказал он, добавив, что арестованные находятся в пятигорской тюрьме "Белый лебедь".
Источник также отметил, что бывшие сотрудники Пенсионного фонда не имеют никакого отношения к группе Лейлы Арсамирзаевой. "Они даже не знакомы. С этой группой, кстати, не работала и сестра Лейлы, Айна Арсамирзаева. Она действовала в одиночку", - сказал сотрудник МВД. По его данным, от действий Айны Арсамирзаевой пострадали 35 человек, которым она сейчас пытается вернуть деньги. "Лейла же не предпринимает для этого никакой попытки", - сказал собеседник "Кавказского узла".
Сотрудник МВД считает, что именно Лейла Арсамирзаева была руководителем всей группы. Он же сообщил, что женщина в 2004 году была осуждена за распространение наркотиков, а "вернувшись из мест заключения, стала заниматься другим бизнесом".
Уголовное дело в отношении Арсамирзаевой Лейлы Вахаевны по подозрению в обмане и злоупотреблении доверием для похищения денежных средств материнского капитала было возбуждено 14 мая 2011 года следственной частью СУ при МВД по Ингушетии. 19 мая 2011 года Арсамирзаева была задержана в порядке статьи 91-92 УПК РФ и 21 мая 2011 года в отношении нее была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
"Мы провели большую разыскную работу, чтобы найти у подозреваемых и их родственников недвижимость, счета, чтобы хоть как-то возместить материальный ущерб потерпевшим", - рассказал сотрудник МВД. Однако, по его информации, ни у кого из обвиняемых и их родственников нет ничего, что подлежало бы конфискации в пользу потерпевших.
Обманутые женщины обращались к главе Ингушетии
Встреча пострадавших от действий лиц, обещавших обналичить материнский капитал, с главой республики состоялась летом 2011 года. Как рассказывает одна из потерпевших, жительница селения Сурхахи Лиза Ганиева, на встречу с Евкуровым с этой проблемой пришли около 30 женщин.
"Мы думали, что он поможет нам восстановить справедливость и заставит вернуть нам хотя бы часть денег. Мы надеялись, что, может, нам выдадут дубликат сертификата на материнский капитал", - рассказала женщина, добавив, что Евкуров переложил часть вины на самих женщин.
Она напомнила слова, которые глава республики сказал на пресс-конференции 1 апреля 2012 года. "Доходит и до того, что некоторые матери сами ходят и ищут того, кто купил бы у них этот сертификат, порой за полцены, - заявил тогда глава региона. - Я понимаю, что невероятно сложно без нервов, за разумный период времени матерям получить свои деньги. Это бюрократическая машина, когда ты месяцами ходишь по коридорам, обиваешь пороги чиновников, чтобы получить законно положенные тебе средства. Но даже это не оправдывает тех, кто прибегает к помощи мошенников. Я делю эту проблему 50 на 50, где виноваты как мошенники, так и сами женщины, которые соглашались участвовать в этих схемах".
"Но ведь обвиняемые открыто действовали почти два года, - напоминает Ганиева. - Их офис находился в самом центре Назрани. Неужели никто из сотрудников полиции, прокуратуры не знали о том, что делается у них под носом? Этот вопрос мы задали Евкурову, но не получили ответа".
По словам Лизы Ганиевой, во время встречи Евкуров сказал, что возможно, какую-то часть денег удастся вернуть после конфискации имущества у виновных в мошенничестве. "Только они не такие дурные, чтобы на себя записывать дома, машины и прочие вещи", - сказала женщина. При этом Лиза Ганиева отметила, что все сотрудницы фирмы одевались "очень богато".
Пострадавшие считали, что обращаются в благотворительный фонд
Лиза Ганиева утверждает, что обвиняемая Ада Льянова уверяла всех, что их фирма - это благотворительный фонд, созданный по распоряжению главы Ингушетии, чтобы сотрудники фирмы помогли женщинам без лишней волокиты обналичить сертификат на материнский капитал. "Мы верили ее словам, потому что фирма выглядела довольно внушительно – кожаная мебель, красивые шторы, компьютеры, всякая оргтехника. У входа охранники с автоматом. Около офиса припаркованы машины. К тому же, офис располагался не где-то на задворках, а в центре Назрани, у всех на виду", - рассказывает она.
За помощью в фирму обращались женщины, у которых, как правило, были финансовые проблемы. У собеседницы "Кавказского узла" Лизы Ганиевой пятеро детей, у младшего - десятилетнего Адама - проблемы со здоровьем. "Сыну было два с половиной года, когда его прооперировали в ростовской клинике по поводу гнойного абсцесса головного мозга. После операции у мальчика парализовало одну сторону", - рассказывает женщина.
По ее словам, ей с сыном приходилось лечиться в Ростове и Москве. "Расходы большие, многие лекарства очень дорогие. Пришлось влезать в долги, а отдавать не с чего. Тут родственница вызвалась помочь. Она говорила, что работает в той фирме и пообещала, что я быстро получу деньги и расплачусь с долгами. Я, конечно же, согласилась", - вспоминает Ганиева.
Она добавила, что только теперь понимает, что родственница, приведя ее в фирму, получила за это вознаграждение в 30 тысяч рублей. "Это уже потом, разговаривая с такими же как я, поняла, что женщин, подобных моей родственнице, было в фирме несколько, которые зарабатывали тем, что приводили наивных и доверчивых матерей в фирму", - рассказала Лиза Ганиева.
По ее словам, большинство пострадавших - "обыкновенные домохозяйки с восьмиклассным образованием". "И мы верили этим ухоженным, деловым женщинам", - говорит Лиза Ганиева.
Ганиева утверждает, что у каждой сотрудницы этой фирмы были свои обязанности. "Хади Бекова была правой рукой и доверенным лицом Лейлы Арсамирзаевой, Зарета Бештоева работала за компьютером, Раиса Акиева и Хади Шамхоева проверяли правильность заполнения документов. Ада Льянова инструктировала и следила за тем, чтобы на всех документах, особенно на доверенностях, стояли наши подписи", – рассказала она.
Лиза Ганиева поняла, что может стать жертвой обмана, когда узнала, что Малика Долгиева, на которую была выписана доверенность на получение материнского капитала, давно потеряла паспорт. "Я пошла к заместителю управляющего банком и попросила, чтобы мой счет заблокировали и не разрешили с него снимать деньги. Он ответил, что уже поздно, деньги сняты", - рассказала Ганиева.
Собеседница "Кавказского узла", как и многие другие пострадавшие, регулярно бывает на всех заседаниях суда. На одном из заседаний, по ее словам, кто-то из женщин спросил у Лейлы Арсамирзаевой, когда она вернет им деньги, на что получила предложение забрать заявление из прокуратуры, "после чего и начнется выплата".
"Кавказский узел" не располагает комментариями обвиняемых. Их позиция в связи с заявлениями пострадавших и сотрудников МВД неизвестна. Адвокат Идрис Абадиев, занятый в процессе, сообщил, что обвиняемые своей вины не признают.
Напомним, в рамках программы стимулирования рождаемости 22 декабря 2006 года Госдумой РФ принят федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Семья получает государственный сертификат на материнский капитал, т.е. именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки. Размер материнского капитала в 2011 году, когда, по версии следствия, совершалась большая часть мошеннических действий обвиняемых по этому делу, был равен 365 700 рублям.
источник: корреспондент "Кавказского узла"