Правозащитники: "духовная паспортизация" в Чечне поощряет доносительство
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Власти Чечни пытаются установить феодальный контроль над обществом, внедряя под видом "духовно-нравственной паспортизации" принцип коллективной ответственности. Указание в анкете лица, которое отвечает "за все действия и поведение человека" является поощрением доносительства на родственников, ответственность за поступки молодых людей возлагается не только на родственников, но и на учителей, участковых, имамов, отметили опрошенные "Кавказским узлом" правозащитники.
Как сообщал "Кавказский узел", 18 февраля на сайте парламента Чечни было опубликовано сообщение о том, что каждый молодой человек в республике в возрасте от 14 до 35 лет по решению главы Чечни должен пройти "духовно-нравственную паспортизацию", отчитавшись о своем вероисповедании и родовой принадлежности. О предстоящей "духовно-нравственной паспортизации" чеченской молодежи 17 февраля во время встречи с учащимися школы в селении Алхан-Кала Грозненского района объявил депутат парламента Чечни Адам Маликов.
Наряду с пресс-службой парламента сообщения о проведении "духовно-нравственной паспортизации" распространили известные информационной поддержкой администрации Рамзана Кадырова агентства "Чечня сегодня" и "Грозный информ", публикация которыми таких сведений без согласования с властями республики маловероятна. Сам Кадыров, однако, опроверг информацию о "духовно-нравственной паспортизации", назвав ее выдумками.
Тем не менее, утверждают жители республики, власти Чечни не отказались от "духовно-нравственной паспортизации" молодежи, но из-за резонанса реализуют ее под видом анкетирования. Копии анкет опубликованы в Интернете. О начале анкетирования 8 марта сообщили местные жители и преподаватели чеченских ВУЗов и школ.
"Паспортизация" - механизм духовного подчинения
В Чечне происходит "усиление феодального контроля", считает председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева.
"Они (власти Чечни) собираются все поставить под контроль, худший, чем был в Советском Союзе, феодальный контроль, когда будут преследовать не за ту веру, не за тот тейп и так далее", - сказала правозащитница корреспонденту "Кавказского узла".
"Я надеюсь, что нет худа без добра, и это избиение журналистов, которое даже наш федеральный центр возмутило, может, заставит как-то одернуть Кадырова", - сказала Алексеева.
Руководитель Комитета "Гражданское содействие"Светлана Ганнушкина называет целью анкетирования "духовное подчинение людей".
"Цель этого анкетирования, как и многого, что делается в Чечне - это объединение населения вокруг Рамзана Кадырова, духовное подчинение людей. Плюс ко всему это еще и доносительство на родственников, что тут можно сказать, о какой нравственности речь? Это абсолютно безнравственное мероприятие", - считает Ганнушкина.
Правозащитница отметила, что в регионе узаконена система поощрения нарушения фундаментальных прав человека.
"О какой нравственности можно говорить в республике, глава которой говорит, что наградил бы тех, которые в женщин стреляют шариками, а потом поощряет взрывы и поджоги домов? Когда старик женится на молодой девочке, и никто не может на это возразить, потому что это поощрил Рамзан Кадыров... о какой нравственности здесь речь? По-настоящему нравственным может быть только свободный человек. Нравственность - это выбор", - заключила Ганнушкина.
25 февраля скан анкеты на своей странице в соцсети Facebook разместила директор проекта по Северному Кавказу Международной кризисной группы Екатерина Сокирянская. По ее мнению, такая паспортизация унизительна. "Я уже не говорю о том, что она противоречит целому ряду законов. Можно еще бирки в уши вставлять с номерами. Кроме того, здесь очевидна попытка заставить родственников брать ответственность за молодежь, а потом с них и спрашивать", - подчеркнула в своем комментарии Екатерина Сокирянская. В свою очередь член Совета по правам человека при президенте России Максим Шевченко вступил в полемику с Екатериной Сокирянской и заявил, что анкета "может спасти чеченскому парню свободу, а то и жизнь". По его словам, подобная анкета в случае ареста, задержания, избиения, выбивания показаний об участии в террподполье может быть свидетельством того, что этот человек не является салафитом-ваххабитом или приверженцем запрещенного в России "Исламского государства".
В Чечне происходит дальнейшее внедрение принципа коллективной ответственности
Паспортизация происходит для закрепления системы коллективной ответственности по разным линиям, считает исследователь Международной кризисной группы Варвара Пахоменко.
"Не только родственники расписываются, что отвечают за действия молодых людей, но и участковые. Вовлекают учителей, имамов. Каждый должен определить свою вирдовую принадлежность, и, я допускаю, что соответствующих имамов обяжут контролировать посещение мечетей, в противном случае - сообщать. Чеченские власти давно уже трансформируют традиционный принцип ответственности за кого-то в чеченском обществе, где сослуживцы могут объявлять кровную месть за коллегу, хотя традиция предполагает, что это могут делать только родственники", - сказала Пахоменко корреспонденту "Кавказского узла".
Она полагает, что, "несмотря на все усилия, Кадыров осознает, что не может контролировать настроения и действия недовольной молодежи".
"Массовый отъезд в Сирию продолжается. Многие ориентируются на салафитских имамов Ингушетии и Дагестана и ездят туда на хутбы. Выстроенная Кадыровым система пропаганды и контроля через ДУМ не действует на таких людей. Отсюда и публичная критика, и угрозы салафитским имамам Ингушетии, и желание закрепить всех письменно в рамках вирдовой системы", - считает Пахоменко.
2 февраля глава Чечни Рамзан Кадыров на сходе последователей суфизма в Грозном заявил, что запрещает вести диалог с салафитами, при этом он высказался с критикой в адрес религиозных деятелей Ингушетии Хамзата Чумакова и Исы Цечоева, сказав, что если они попробуют прочитать проповедь в Чечне, то "у них полетят головы". Ингушские богословы заявили об абсурдности обвинений со стороны Кадырова.
Исследователь Международной кризисной группы считает, что целью паспортизации является и попытка "реанимировать тейповую систему контроля, которая уже перестала работать".
"Чеченское общество очень изменилось, модернизировалось, особенно молодое поколение. Традиционные механизмы уже так (как раньше) не работают. И сам Рамзан Кадыров приложил к этому усилия, выстраивая систему под себя и инструментализируя традиции. Но у него есть значительный силовой аппарат и готовность использовать жестокие методы подавления. И он хочет, чтобы как можно больше людей понимали, что с них могут спросить, если молодой человек будет неправильно себя вести, и боялись", - заключила Пахоменко.
С Пахоменко соглашается и программный директор организации Human Rights Watch по России Татьяна Локшина, которая также назвала целью проведения духовно-нравственной паспортизации молодежи Чечни "внедрение коллективной ответственности".
"Насколько ведется (анкетирование) - это способствует внедрению коллективной ответственности. За каждого подписываются старшие родственники. Это не вызывает сомнений - иначе зачем бы в анкете указывать данные старших родственников", - отмечает она.
Локшина связывает обострение общественно-политической ситуации в Чеченской Республике с истечением полномочий действующего главы региона.
"Обострение (происходит) на фоне истечения полномочий и неподтвержденного переназначения путем выборов", - заключила Локшина.
В разделе "Персоналии" на "Кавказском узле" опубликована биография Рамзана Кадырова. Материалы о нарушениях прав человека в Чечне, нападках Кадырова на оппозицию и его борьбе с инакомыслием в республике размещаются на тематической странице "Инакомыслие в Чечне".
источник: корреспондент "Кавказского узла"