×

Кавказский узел

Скачайте приложение — работает без VPN!
Скачать Скачать
02:35, 19 ноября 2025

Осужденные по делу рехаба в Пятигорске требуют смягчения наказания

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Защита трех сотрудников и одного пациента реабилитационного центра, осужденных в Пятигорске за истязания, обжалует приговор, требуя смягчить наказание фигурантам дела. Осужденный пациент рехаба даже под страхом наказания пытался помочь Артему Хоменко, умершему после истязаний, утверждает адвокат. 

Как писал "Кавказский узел", в конце октября суд в Пятигорске вынес приговор директору местного реабилитационного центра, а также двоим сотрудникам и пациенту, признав их виновными в истязаниях пациентов рехаба. Потерпевшими по делу были признаны девять человек. Один из пациентов реабилитационного центра, 29-летний Артем Хоменко, скончался весной 2024 года года. Клиенты заявляли, что их заставляли по несколько часов проводить в ледяной воде, заковывали в наручники и били.

Директор центра Светлана Очкань получила 3,5 года колонии общего режима, консультанты Вардан Вардазарян и Райсат Багаммадаев - по три года, Орист Самарджиев приговорен к двум годам заключения. Обвиняемые не согласны с приговором и обжалуют его, сообщил "Кавказскому узлу" адвокат Арман Арутюнян.

"Приговор суда обжалуем в апелляционном порядке. К расследованию дела есть, конечно же, вопросы, но в целом существенных нарушений норм права в судебном процессе суд не допустил. Считаю, что была обеспечена возможность для каждой из сторон представить свои доказательства, которым в приговоре была дана оценка", - сказал он.

Арутюнян отметил, что строгость приговора в конечном итоге оценит апелляционный суд, однако следствие, - как предварительное так и судебное, - по его мнению, велось под давлением. "Считаю, что отдельные потерпевшие, а именно представители умершего Хоменко, начиная с первых же дней расследования и до настоящего времени через разные СМИ пытались повлиять как на ход расследования, так и на судебный процесс. Полагаю, что основной целью является желание получить несоразмерные денежные компенсации - по 500 тысяч рублей с каждого обвиняемого на обеих потерпевших. Плюс еще пытались заявить иск о взыскании таких же сумм на детей умершего не за те последствия, которые наступили в результате преступления, а за придуманные ими же", - добавил адвокат.

По его словам, экспертизы показали, что смерть наступила не из-за действий сотрудников рехаба. "Вопреки обвинению - а  подсудимые обвинялись в истязании, что доказано материалами дела и результатами судебно-медицинских, в том числе комиссионных экспертиз, - до настоящего времени они (потерпевшие) настаивают, что Хоменко был убит. Приведенный ими для допроса в судебном заседании специалист Безбородов не смог ответить внятно на вопросы участников процесса и опровергнуть результаты судебных экспертиз, проведенных по делу, установивших, что смерть Хоменко не состоит в причинно-следственной связи с совершенными в отношении него действиями", - подчеркнул Арутюнян.

Михаил Минасов, адвокат пациента рехаба в Пятигорске Ориста Самарджиева, которому суд назначил два года лишения свободы, считает приговор чрезмерно суровым.

"По нашему мнению, это суровое наказание. С самого начала, даже во время проведения следственных действий из всех подозреваемых только Самарджиев признавал вину в инкриминируемом ему преступлении и был на подписке о невыезде, давал признательные показания, в том числе изобличал иных участников этого преступления. Подписку о невыезде он не нарушал, всегда являлся по первому требованию в следственный орган, а в последующем в суд. На стадии судебного следствия он также вину признал. К сожалению, его приговорили к двум годам лишения свободы", хотя суд мог применить по отношению к нему наказани, не связанное с реальным лишением свободы - сказал он "Кавказскому узлу".

По словам адвоката, Самарджиев - единственный из всех обвиняемых, кто пытался хоть как-то помочь Хоменко.

"Осмелюсь сказать, что он был единственным, кто хоть как-то пытался ему помочь: приносил воду, успокаивал, всячески оказывал ему какое-либо содействие. Хотя учитывая то, что он был не консультантом реабилитационного центра, а всего лишь реабилитантом, боялся того, что к нему будут применены такие же наказания, какие были применены по отношению к погибшему. То есть он под страхом наказания все равно пытался как-то помочь потерпевшему по делу. И, собственно говоря, если смотреть иерархию в этом реабилитационном центре, то реабилитанты находились на самой низшей ступени. Приходит человек в реабилитационный центр получить помощь, связанную с освобождением от какой-либо зависимости, - и он обязан, согласно правилам центра, выполнять неукоснительно требования всех тех, кто находится в иерархической цепочке выше него, будь то консультанты или руководитель центра. Каждое неповиновение реабилитантов каралось наказанием. Соответственно, Самарджиев совершал преступление под страхом за свою жизнь", - рассказал Минасов.

С учетом всех этих обстоятельств защита просила назначить наказание, не связанное с лишением свободы. "Но суд приговорил к лишению свободы, что является чрезмерно суровым наказанием для моего клиента. Мы намерены подавать апелляционную жалобу", - заверил адвокат.

Представители потерпевшей стороны, в частности, мать Артема Хоменко, отказались от комментариев.

Рехабы, центры по изгнанию джиннов и другие подобные учреждения не являются легальными медицинскими учреждениями, обратил внимание руководитель "Команды против пыток” (включена Минюстом РФ в реестр иностранных агентовСергей Бабинец. "Чаще всего у них нет лицензий от Минздрава, работают там без должных разрешений, и качество услуг вызывает серьезные опасения. Это подтверждается регулярными жалобами на издевательства, истязания, бесчеловечные условия, унижения. Несмотря на это, подобные места пользуются популярностью в России, в том числе и на Кавказе", - сказал он "Кавказскому узлу".

По его словам, аналогичные действия персонала в государственном медучреждении могли бы привести к возбуждению уголовного дела также по статье о превышении должностных полномочий.

"Действия сотрудников в конкретном деле были квалифицированы по статье об истязании (статья 117 УК РФ), которая предусматривает до семи лет заключения. Если бы подобное произошло бы в государственном медицинском учреждении, то деяния могли квалифицироваться по таким же общегражданским статьям, - либо, если бы врач имел контрольные и распорядительные функции по отношению к пациентам, то, возможно, и по статье о превышении должностных полномочий", - отметил Бабинец. По его оценке, в случае с пятигорским делом назначенное суда наказание можно назвать средним.

Деятельность рехабов - довольно распространенный бизнес в Ставропольском крае, отмечает местный журналист. "В Ставропольском крае много реабилитационных центров по лечению алкогольной и наркотической зависимости. Работают они и зарегистрированы по разным формам: есть закрытого типа, дневного пребывания и так далее. Спрос на их услуги большой, несмотря на периодические скандалы. Люди действительно верят, что их методы могут помочь", - рассказала она.

По ее словам, смерть Хоменко - самый большой скандал, связанный с рехабами. "Подобные скандалы в регионе не редкость, хотя этот по своей жестокости и исходу является самым резонансным. Ранее в Ставропольском крае уже расследовались факты насилия и жестокого обращения в центрах реабилитации, в том числе были и уголовные дела. Однако смертельный исход - это беспрецедентный случай, и он повлиял на мнение людей об этих центрах", - отметила она.

"Кавказский узел" писал также, что в октябре Советский райсуд Махачкалы отправил под арест четырех сотрудников коммерческого реабилитационного центра "Возрождение", обвиняемых в похищении человека, истязании и незаконном лишении свободы, повлекшем смерть потерпевшего. Частные реабилитационные центры позиционируются как социальные учреждения и пользуются популярностью на фоне недоверия жителей Дагестана к врачам лицензированных медучреждений, однако реабилитанты рискуют столкнуться с некачественными услугами и злоупотреблениями персонала, прокомментировали юристы, правозащитник и журналист смерть пациента рехаба в Махачкале.

Мы обновили приложения на Android и IOS! Будем признательны за критику, идеи по развитию как в Google Play/App Store, так и на страницах КУ в соцсетях. Без установки VPN вы можете читать нас в Telegram (в Дагестане, Чечне и Ингушетии – с VPN). Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в соцсетях Facebook*, Instagram*, "ВКонтакте", "Одноклассники" и X. Смотреть видео "Кавказского узла" можно в YouTube. Присылайте в WhatsApp* сообщения на номер +49 157 72317856, в Telegram – на тот же номер или пишите по адресу @Caucasian_Knot.

* деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.

источник: корреспондент "Кавказского узла"

Гласность помогает решить проблемы
Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать через Telegram, выбрав функцию «Файл», либо через WhatsApp - выбрав функцию «Документ». Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Последние записи в блогах
11:51, 28 ноября 2025
Нальчик и соседи. Кавказ в поисках справедливости
5
То ли упала, то ли... В роддоме Железноводска скончалась беременная
09:55, 31 октября 2025
Нальчик и соседи. Кавказ в поисках справедливости
9
Стая собак и колония кошек. Cуд обязал ликвидировать частный приют для животных в Кисловодске
13:12, 27 октября 2025
Нальчик и соседи. Кавказ в поисках справедливости
3
«Это не ЧП... Это катастрофа». Инцидент в Кисловодске с межнациональным подтекстом
Все блоги