Фото
15:16, 14 августа 2023

Типа я. Дневник суперкрутого воина – Ислам Ханипаев. Самое трогательное, что я читала за последнее время


НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

Открыла для себя дагестанского автора Ислама Ханипаева и хочу продолжить свою рубрику о кавказской литературе. «Типа я» – это повесть о восьмилетнем мальчике, который живёт и взрослеет в Махачкале. У мальчика сложная история - его мать погибла, а  отец пропал, поэтому ребёнок растет в неродной семье  с «типа мамой» и «типа братом». Мальчик, у которого нет друзей и  папы, которые могли бы за него заступиться, но есть проблемы со здоровьем, из-за которых он не может как другие мальчики ходить на борьбу, обречен быть аутсайдером в классе. А еще  он любит учиться и должен посещать школьного психолога из-за своих странностей.  В общем, там полный набор для того, чтобы быть любимой мишенью всех задир школы. Поэтому главный герой решает стать «суперкрутым воином», стать злым и забросить учёбу – крутые не занимаются уроками, они всех бьют и их все боятся . Он собирает команду таких же неудачников и начинает поиски своего отца. Но главный его помощник – воображаемый друг Крутой Али, суперкрутой и суперсильный, как и полагается. Крутой Али учит  мальчика как быть воином, а значит злым, сильным и  умело использующим крутые слова типа «ушатать»,  «жиесть»  или даже «иииуууу» в отдельных случаях.

Вся повесть написана от лица мальчика, это мне очень понравилось – отсутствие авторского текста. Это полностью погружает в мир ребёнка и мир взрослых его глазами.  Во время чтения я подумала о том, что вся эта история с Крутым Али напоминает фильм «Кролик Джоджо», где у хорошего мальчишки тоже был злой воображаемый друг Гитлер. Очень люблю этот фильм. Оказалось, что я не зря  почувствовала это сходство, Ханипаев  и сам говорит об этом  в своём послесловии -  в понимании как создать детский мир ему помог как раз фильм Вайтити «Кролик Джоджо», а еще «Жутко громко и запредельно близко», это не считала вот, слишком давно смотрела.

Тем не менее «Типа я» – это абсолютно оригинальное произведение, хорошо написанное, позволяющее пережить очень эмоциональный читательский опыт –  посмеяться, погрустить, всплакнуть даже, встретиться со своим внутренним ребёнком  и подумать о всяком «типа важном».  Особая ценность повести – картинка реальности, в которой растёт рандомный мальчик в северо-кавказском городе.  Мы подслушиваем разговор в маршрутке, где обсуждают то Хабиба, то чиновника с золотым унитазом, знакомимся с директрисой школы, которая собирает на ремонт школы, в которой никогда не было чистой не поломанной парты и никогда не будет, наблюдаем как пацаны сидят на спинках скамеек и грызут семечки в парке, который одновременно и «поле брани», там проходят самые крутые махачи в городе, видим море, в котором плывут скамейки, раньше они стояли на пляже, но какие-то крутые воины их сломали. 

Отдельно хочется упомянуть иллюстрации  из дневника, который ведет главный герой -  очень понравилась эта идея. Это выглядит действительно как рисунки мальчика,  мой сын рисовал примерно так же в этом возрасте и это, по моим ощущениям, добавляет к погружению в детскую реальность.

В общем, такие дела, а я уже приступила к еще одной книге Ханипаева, так что скоро напишу новый отзыв.

Персоналии
Апти Алаудинов. Фото: Грозный Информ https://www.grozny-inform.ru
19 августа 2024, 18:07
Апти Алаудинов
Выбор редактора
19:32, 11 октября 2024
Ветер с Апшерона
1
Громкие криминальные события дня
17:40, 11 октября 2024
Нальчик и соседи. Кавказ в поисках справедливости
Нападение на Нальчик. Как начинался судебный процесс над боевиками
Все блоги
Блогеры
19:32, 11 октября 2024
Ветер с Апшерона
1
Громкие криминальные события дня
17:40, 11 октября 2024
Нальчик и соседи. Кавказ в поисках справедливости
Нападение на Нальчик. Как начинался судебный процесс над боевиками
15:30, 11 октября 2024
Блогерка. Северный Кавказ
в город мёртвых могут ограничить доступ
13:23, 11 октября 2024
Ветер с Апшерона
2
Время правды - про интервью Мамедъярова