RSSБлогерка. Северный Кавказ

Повесть о положении женщины и религии

12:32, 01 марта 2024

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

Прочитала повесть «Святой Илья горы Тбау», автор Владимир Икскуль. Повесть о судьбе девушки Залихан, суровых горских адатах, обычаях, нравах и религиозности.

Владимир Икскуль - эстонец, который в 1906 году познакомился на пароходе с осетинами. Как это обычно случается при встрече с кавказцами, расстались они лучшими друзьями и вскоре Икскуль решает приехать к ним в гости на Северный Кавказ и остаётся, чтобы изучать быт и нравы горцев. Икскуль написал много чего, однако, сейчас это всё найти довольно сложно. В советское время было популярно издание «Кавказские повести», куда вошли произведения Икскуля о Кавказе. Книгу больше не переиздавали, экземпляры можно найти у букинистов. В национальной библиотеке Северной Осетии есть всего один экземпляр этой книги, на руки его не дают. В электронном виде тоже нет, есть только отсканированный вариант в сети, который я и прочитала. В предисловии сказано, что это описание «темных и отсталых народов Кавказа» (цитата), которые к счастью сейчас  «плечом к плечу с русским народом идут к сияющим вершинам коммунизма» (цитата). Есть еще два фильма по этой повести, но я пока их не смотрела. 

Читать тут

В общем дальше будут спойлеры, без них не получится.

В плане литературы мне повесть интересной вообще не показалась, больше ценности здесь, как мне кажется, именно в этнографических наблюдениях автора. Например, важная деталь - когда «московский двуглавый орёл распростёр свои могучие крылья над горами Кавказа» (цитата) горцы под натиском приняли новую веру, но сделали это поверхностно, внешне, оставаясь при этом преданными своим верованиям. Чтобы продолжать верить в своих богов легально, они придумывали, например, что бог Уацилла, это никто иной, как Святой Илья, потому что «уац» - это «святой», а «Ила» - это «Илья».  Сейчас такие вот интерпретации осетинские христиане рассказывают  на чистом глазу. 

Главная героиня повести красавица на выданье Залихан, дочь главы рода. Этот глава рода что-то типа священника-предсказателя. Одновременно он живёт по адатам, молится Уацилле, но молится ему как христианин перед иконой Святого Ильи, касаясь лбом пола. При этом совершает все обряды, которые относятся к Уацилле - чтит его святую рощу, куда никому нельзя входить, носит подношения на вершину горы Тбау, гадает по веточкам, задавая вопросы божеству и так далее. Статус у отца Залихан очень высокий - он авторитет, он предсказывает будущее, через него бог общается с жителями села, однако венчание проводить он прав не имеет, для этого ездят в церковь. 

Короче, такая каша из язычества и христианства, которая существует и сейчас в Осетии, просто тут это каша описана в момент, когда была ещё горячей, поэтому интересней. 

По сюжету Залихан влюбляется в абрека и хочет с ним убежать. Влюбляются они примерно за час и оба решают, что это на всю жизнь и что надо им убежать вместе. Об этой связи становится известно, абрека ловят, тяжело ранят. Связанный он лежит в доме, Залихан проносит ему нож, думая, что вместе они сбегут. Однако, абрек поступает иначе - он развязывает оковы и бежит к матери Залихан и бросается к её груди. Очень кринжовый момент - абрек сосёт грудь старухи и в связи с этим объявляет себя её сыном. Теперь его не станут убивать, теперь он родственник, теперь он стал Залихан братом. 

Залихан в шоке от того, что на неё свалилось, сначала абрек её соблазнил, потом стал её братом, отец её презирает и хочет скорее отдать замуж, чтоб скрыть позор. Калым за неё мизерный - у неё была связь с абреком, хотя какая именно точно все не знали. Залихан и её отец до жути боятся мести бога за всё.

Абрек ещё появился, попытался украсть Залихан со свадьбы, но его убили. Залихан, поражённая горем и позором, выходит замуж и решает быть хорошей женой своему мужу, жить как положено и навлекать больше на себя гнев бога.

Однако, жених боится, что невеста его всё же обесчесчена, поэтому нарочно не спит с ней, чтобы проверить. Опасения подтверждаются - Залихан беременна. Муж в бешенстве зовёт старцев фамилии, которые  совершают над ней жуткий обряд - отрезают волосы, укладывают Залихан на стол, держат руками, оголяют грудь и прижигают соски  раскалённым кинжалом под дикие крики и мольбу. Дальше сажают девушку на арбу и выкидывают у дома её отца. Мать девушки хочет позаботиться о дочери, но отец не позволяет ей остаться в доме. Мать умоляет дать ей позаботиться о своей дочери, это единственное, что она попросила за всю свою жизнь у мужа, но она непреклонен - честь и страх перед богом важнее.

Залихан идёт к соседям и рожает мертвого ребёнка. Она мечтает умереть и все хотят, чтобы она умерла - что с ней дальше делать никому вообще не понятно. Но она как на зло поправляется. Из дома, в котором она нашла приют, просят уйти, держать в гостях прелюбодейку долго нельзя, хотя на улице зима. Они просто толкают её к самоубийству, понятно, что она нигде уже не найдёт приют и в горах выжить не сможет.  Залихан тайком просит девушку из этого дома принести ей ружьё. Так соглашается, думая что Залихан хочет кому-то отомстить, а мстителей тут все уважают и помочь в мести дело хорошее. 

Залихан  мстить не собиралась, но идея ей понравилась. Она  решает, что единственный кому она хочет отомстить - это бог Уацилла. Из-за страха перед ним она вышла замуж за нелюбимого, чтобы скрыть свой позор, из-за уважения к нему её выкинули из дома как мусор, из-за почитания бога, отец даже не смел молиться и просить за свою дочь, потому что бога бы это разозлило, все беды приключились с ней, потому что бог отомстил ей за то, что она усомнилась в нём и нарушила его правила. Бог всегда был для неё злым, мстительным и жестоким существом, которого можно лишь ненадолго задобрить жертвоприношениями.  Залихан идет в священную рощу и убивает себя там, оскверняя  бога тем, что вообще зашла в эту рощу и тем, что пролила там кровь. Мать девушки, услышав выстрел, бежит к роще, чтобы спасти дочь, но срывается в пропасть. Её бог прибрал у рукам, видимо, за то, что хотела помочь прелюбодейке. 

Автор  явно даёт понять, что горцы плохо знали христианство,  противопоставляя жестокого Уациллу Святому Илье и христианству, где есть место милости и прощению. Как будто намекает, что  прими они христианство как следует, а не номинально, то это была бы совсем другая история. Может и так, например, современную  Залихан никто не стал бы выгонять отовсюду, доводить до самоубийства, раздевать и прижигать кинжалом грудь, но и одобрение отца и понимания общества она бы также не нашла и сегодня. 

Залихан, её любимого абрека, мать и ребёнка убил не Уацилла, не невежество, а патриархат.