Оглашение приговора по делу Олега Орлова, обвиняемого в клевете в адрес Рамзана Кадырова, ожидается 14 июня
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Оглашение приговора по делу в отношении председателя Совета Правозащитного центра "Мемориал" Олега Орлова, который обвиняется в клевете в адрес главы Чечни Рамзана Кадырова, назначено на вторник, 14 июня. Приговор будет зачитан в 16:30 в зале Хамовнического суда Москвы.
Напомним, уголовное дело о клевете было возбуждено против Орлова в связи с его высказываниями об ответственности Рамзана Кадырова за убийство сотрудницы ПЦ "Мемориал" Натальи Эстемировой.
9 июня прошли прения сторон. Прокурор попросил суд оштрафовать Орлова на 150 тысяч рублей, заявив, что его вина в совершении преступления, предусмотренного статьей "Клевета", полностью доказана. Представитель Кадырова Андрей Красненков заявил, что считает, что Орлов заслуживает наказания в виде трех лет лишения свободы. По мнению адвоката Орлова Генри Резника, виновность его подзащитного в клевете в адрес Кадырова за девять месяцев судебного процесса по данному делу так и не была доказана, и оправдательный приговор по нему пресек бы "злоупотребления прокуратуры". Как заявил адвокат, в своем заявлении, ставшем предметом судебного разбирательства, Орлов "отделил Кадырова от убийц Эстемировой".
"Даже когда шла война в Чечне, мы не видели в глазах жителей такого страха, какой есть сейчас"
Олег Орлов отказался от участия в прениях, но выступил перед судом с последним словом. Он заявил, что не раскаивается и своей вины не признает, так как считает, что в его публичных словах, ставших предметом судебного разбирательства, нет состава преступления. Своими словами об ответственности Кадырова за гибель Натальи Эстемировой, по мнению Орлова, он отстаивал свободу мнений в России, декларируемую международными законами.
Орлов заявил, что ему представляется странным, что в судебном процессе представлялись доказательства, которые не имеют никакого отношения ни к данному процессу, ни к нему лично. По мнению правозащитника, в суде обвинение представляло искаженную информацию, при этом многие из документов, о которых шла речь у обвинения, не были представлены суду.
Также Олег Орлов отметил, что в прениях стороной обвинения много внимания было уделено делу об убийстве в Вене бывшего охранника Кадырова Умара Исраилова (приговор по делу был вынесен судом Вены 1 июня). По мнению Орлова, это дело не имеет к его делу никакого отношения. "Зачем это обсуждать и приобщать какую-то гору документов, о которых суду и нам ничего не известно?" - отметил Орлов.
По словам Олега Орлова, на протяжении всего судебного процесса, который длился 9 месяцев, сторона обвинения пыталась представить "Мемориал" как очернителей властей Чеченской республики. Однако, заявил Орлов корреспонденту "Кавказского узла", это не так, потому что Мемориал всегда отмечал и положительные события в регионе.
"Мы говорим, что в Чечне сейчас люди не гибнут под бомбежками и обстрелами, и уменьшилось в 2008 и 2009 годах количество похищений, мы это отмечали. Но эта тенденция стала прекращаться. И даже когда шла война в Чечне, мы не видели в глазах жителей такого страха, какой есть сейчас", - рассказала Олег Орлов.
По его словам, все свидетельства, которые были представлены суду, доказывают его правоту.
"Последнее слово Орлова произвело на суд впечатление"
Член Совета ПЦ Мемориал, председатель Комитета "Гражданское содействие", член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Светлана Ганнушкина заявила корреспонденту "Кавказского узла", что выступление защиты Олега Орлова и его последнее слово произвело на суд впечатление.
"Я не знаю, к чему пришел суд, но я видела, как слушала судья Олега Орлова и как она слушала Генри Резника (адвокат Орлова – прим. "Кавказского узла"), и я думаю, на судью это должно было произвести впечатление. Потому что, мне кажется, очень важным то последнее, что сказал Олег Орлов, что все это вообще затевать нужно было только, в первую очередь, во имя памяти Наташи Эстемировой", - подчеркнула Светлана Ганнушкина.
По ее мнению, то, что происходило в суде - очень серьезно. "Мне кажется, что материалы, которые оказались здесь в суде и выступления свидетелей обеих сторон – это огромный разоблачительный материал, который еще предстоит осмысливать аналитикам и историкам", - заявила Ганнушкина.
"Обсуждение всех вопросов имеет значение, пусть даже и косвенное, на мнение суда"
В то же время, как заявил корреспонденту "Кавказского узла" после последнего перед приговором заседания суда представитель Кадырова Андрей Красненков, в деле есть своего рода "мемориальное лобби".
"По прежнему некоторые считают, что не надо Рамзану Кадырову вообще судиться с Орловым. Есть постоянное давление на Рамзана Ахмадовича со стороны людей, которые считают, что нельзя ему защищать свое доброе имя. Хотя он всегда считает, что нужно стоять за себя и за честь своей семьи. На предварительное следствие на протяжении всей его работы было оказано колоссальное давление. В том числе и заместителем одного из руководителей одного силового ведомства России", - говорит Красненков.
Он объяснил, почему в прениях он много рассказывал о других делах, на первый взгляд, не связанных с убийством Натальи Эстемировой. "Но об этих фрагментах так называемого "социально-политического толка" говорили сами свидетели, и я не мог обойти эту тему стороной, поскольку обсуждение всех этих вопросов имеет значение, пусть даже и косвенное, на мнение суда", - отметил Красненков.
"Я обязан был рассказать, кто такой Умар Исраилов. Я специально оставил для прокурора правовую, процессуальную направленность, и сосредоточился частично на уголовно-правовой и отбивал социально-политическую атаку", - отметил Красненков.
Отметим, что в ходе прений он заявил, что Умар Исраилов занимался нападением на колонны федеральных сил в Чечне, лично устанавливая фугасы на дороге. По словам Красненкова в Интерполе до сих пор нет точных данных о смерти Исраилова.
Как сообщал "Кавказский узел", Умар Исраилов был убит рядом со своим домом в Вене 13 января 2009 года. Обвиняемыми по делу проходили три выходца из Чечни, имеющие статус беженцев, один из которых был приговорен к пожизненному заключению, а двое других - к 19 и 16 годам тюрьмы. Исраилов, получивший политическое убежище в Австрии в 2006 году, подал жалобу в Европейский суд по правам человека, в которой утверждал, что глава Чечни Рамзан Кадыров лично участвовал в убийствах, пытках и похищениях людей. Позднее Исраилов обратился в прокуратуру Вены, пытаясь добиться уголовного дела по тем же фактам.
Кадыров неоднократно заверял, что не причастен к убийству Исраилова. Он считает обвинения в свой адрес провокацией, и утверждает, что против него и Чечни ведется информационная война, однако ехать на судебный процесс в Вену, куда его неоднократно приглашал судья, он отказался.
Отметим, что Рамзан Кадыров давал показания Хамовническому суду Москвы по видеосвязи 28 апреля. Он заявил, что слова Орлова о его виновности в убийстве Эстемировой порочат его честь и достоинство, и что он хочет, чтобы Орлова привлекли к уголовной ответственности.
Правозащитники и общественные деятели России ранее выступили с заявлением в защиту Орлова, они также считают, что Кадыров должен отвечать за "террор и преступления, творящиеся каждодневно в руководимом им регионе". В Интернете идет сбор подписей под этим заявлением.
Кавказский узел" ведет хронику судебного конфликта главы Чечни с руководителем ПЦ "Мемориал".
источник: корреспондент "Кавказского узла"