Нападение на Грозный указывает на дееспособность чеченских боевиков, считают эксперты
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Нападение на Грозный может быть реализацией угроз, высказанных представителями "Исламского государства" (ИГ) в адрес руководства Чечни, считает член научного совета Московского центра Карнеги, политолог Алексей Малашенко. Ночная атака на Грозный совершена представителями местного подполья и не имеет никакого отношения к деятельности ИГ, в свою очередь уверен старший научный сотрудник Центра этнополитических исследований Института этнологии и антропологии РАН Ахмет Ярлыкапов. События в Грозном указывают на боеспособный характер чеченского подполья, считает журналист Орхан Джемаль.
Как сообщал "Кавказский узел", сегодня ночью в Доме печати Грозного укрылись и были блокированы предполагаемые боевики, напавшие на полицейских при попытке остановить автомобиль. В центре города был введен режим КТО. Боестолкновение переместилось в здание Дома печати, где, по данным главы Чечни Рамзана Кадырова, убиты девять боевиков, погибли 10 силовиков и около 20 человек получили ранения. Еще несколько человек в настоящее время блокированы в одной из школ.
Малашенко: события в Грозном - это нападение на Нальчик в миниатюре
За нападением на Грозный стоит заявка на новое лидерство в вооруженном подполье, а организовать акцию могли силы "Исламского государства", считает член научного совета Московского центра Карнеги, политолог Алексей Малашенко.
"Находясь в Москве и не зная никого из членов этих групп лично, сложно говорить, кто именно стоит за нападением на Грозный, но в данной ситуации, я бы не разделял "Имарат Кавказ"(признана террористической организацией в России. - Прим. "Кавказского узла") и ИГ, я думаю, что это имеет аффилиацию с ИГ, они уже высказывали угрозы, и надо было реализовываться. Я не исключаю координацию действий между ИГ и "Имаратом Кавказ". Кроме того, Имарат, по большей части, по некоторым данным, больше половины, переехал туда, потому, я очень боюсь, что это исходит оттуда, что это пробный камень", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Алексей Малашенко.
Напомним, что 3 сентября "Исламское государство Ирака и Леванта" распространило видео с угрозой перенести боевые действия на Кавказ. Разные источники, включая ФСБ России, подтвердили информацию о том, что на стороне "Исламского государства" воюют боевики из России, отмечается в подготовленной "Кавказским узлом" справке "Выходцы с Кавказа в рядах ИГИЛ".
Произошедшее сегодня в Грозном является военной операцией, схожей с событиями в Нальчике в 2005 году, считает эксперт. "Это военная операция, это не Апти Мударов (по данным правоохранительных органов, смертник, совершивший 5 октября самоподрыв в Грозном, в результате которого погибли пятеро сотрудников МВД, с ранениями были госпитализированы еще 13 человек. - Прим. "Кавказского узла"), который кого-то взорвал и сам погиб. Пока это пять трупов полицейских - это военная операция, и она продолжается до сих пор. В миниатюре - это Нальчик. Тот, кто это планировал - делал это с претензией на лидерство, на такую сильную фигуру. Пока мы пытаемся логически это высветить, надо понять, какое количество боевиков приехало, и надо понять, сколько еще осталось, ведь понятно, что это не все боевики, это некая делегация. Похоже, что ситуация непредсказуема со знаком минус", - отметил Малашенко.
Заявления Рамзана Кадырова о том, что эти боевики прибыли из других регионов, Малашенко назвал вполне ожидаемыми. "А что он может еще сказать, что у него есть боевики? А 5 октября это кто сделал? Есть и боевики, и взаимодействие. Я очень хорошо понимаю Рамзана Кадырова, он гордился, что его воины на Украине сражались, а тут в самом сердце - он по-другому и не мог реагировать", - заключил Малашенко.
Отметим, что глава Чечни Рамзан Кадыров уже заявил о девяти убитых боевиках и завершении спецоперации в Грозном.
Ярлыкапов: нет никакой установленной взаимосвязи между "Имаратом Кавказ" и "Исламским государством"
Нападение на Грозный является террористической акцией представителей местного подполья и не говорит ни о какой взаимосвязи с ранее поступавшими угрозами в адрес главы Чеченской Республики со стороны представителей "Исламского государства", считает старший научный сотрудник Центра этнополитических исследований Института этнологии и антропологии РАН Ахмет Ярлыкапов.
"До того как начали угрожать, были подобного рода теракты, потому говорить, что это ИГ - нет никаких оснований. У ИГ нет пока никаких доказанных и установленных с Северным Кавказом связей, кроме того, что люди с Северного Кавказа воюют на территории Ирака и Сирии, и нет никаких данных, что эти люди возвращаются и создают ячейки на Северном Кавказе. Потому мне кажется, что это местное подполье, которое хочет показать, что оно еще там, никуда не делось и таким образом показывает свою дееспособность", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Ахмет Ярлыкапов.
Угрозы, высказываемые со стороны представителей ИГ, "были направлены на неопределенное будущее, а каких-либо связей с северо-кавказским подпольем установлено не было", считает он. "Формат угроз был таков, что они там разберутся, а потом придут к нам. Никаких установленных данных о связях нет", - отметил Ярлыкапов.
Старший научный сотрудник Центра этнополитических исследований Института этнологии и антропологии РАН не исключает взаимосвязи с датой обращения президента России к Федеральному Собранию.
"Вполне возможно, что это приурочено к дате послания президента страны к Федеральному Собранию, чтобы усилить эффект от этого нападения. У них ведь полный провал по всем направлениям, никакой территории им не удается контролировать, население не поддерживает, самое опасное - это исключительно террористическая деятельность, свидетельствующая больше о том, что движение провалилось, и в такой ситуации, приурочив такие террористические вылазки к президентскому посланию, можно заставить ярче заиграть эту новость и погромче о себе заявить", - подчеркнул Ахмет Ярлыкапов.
Он также отметил, что в Чечне могут усилиться репрессии в отношение представителей салафитского направления ислама.
"Достаточно напряженные отношения государства с салафитскими общинами существуют и без всяких терактов, и мы периодически слышим о задержаниях людей в мечетях. Думаю, что и на территории Чечни это может последовать, и, конечно, Рамзан Кадыров на это ответит, и ответ может последовать в адрес мирных граждан. Очень часто жертвами этих кампаний оказываются невинные люди, что необходимо менять. Очень много успехов в деле противодействия терроризму, но если обходиться без этих перегибов, то, конечно же, эта деятельность была бы более эффективна", - заключил Ярлыкапов.
Отметим, что бои в Чечне стали третьей крупной акцией боевиков с начала 2014 года.
Джемаль: целью акции боевиков было заявить, что война продолжается
Изменения, происходящие в "Имарате Кавказ", могут свидетельствовать о переориентации чеченского сектора подполья на зарубежное командование и о переподчинении лидерам "Исламского государства", считает корреспондент журнала Forbes Орхан Джемаль.
"Не исключено, что есть взаимосвязь проведенной военной операции с "Исламским государством". Ранее уже проходила информация о том, что один из джамаатов "Имарата Кавказ" - ауховский, вышел из подчинения и присяги Алиасхабу Кебекову и присягнул ИГИЛ. Пока мы знаем только об ауховских чеченцах, но речь может идти и о других, и, вполне возможно, что чеченцы начинают переориентироваться с местных лидеров на зарубежных", - заявил Орхан Джемаль, пояснив, что "ауховский район - это чеченцы, живущие на севере Дагестана", которых сегодня называют "чеченцы-аккинцы".
Как писал "Кавказский узел", один из командиров боевиков, действующих на территории Хасавюртовского района Дагестана, Сулейман Зайланабидов после обвинений со стороны соратников в раскольничестве присягнул лидеру "Исламского государства" (ИГ, ранее ИГИЛ) Абу Бакру аль Багдади. Об этом сам Зайланабидов заявил в выложенном 21 ноября на сервисе YouTube видеообращении. Эксперты, опрошенные "Кавказским узлом", в свою очередь ранее высказывали мнение об устранении чеченского сегмента из структуры кавказского подполья, о чем "достаточно красноречиво говорит тот факт, что сам эмир "Имарата Кавказ" [Алиасхаб Кебеков] дагестанец, а не чеченец".
Джемаль считает "не соответствующей действительности информацию о том, что на территории Чеченской Республики нет действующих отрядов боевиков".
"Рамзан Кадыров много раз говорил, что их почти нет, их уже совсем нет, их очень мало, но всякий раз оказывалось, что оценка ситуации представляется несколько в розовых очках. И в качестве яркого примера, когда в конце нулевых снимали КТО в Чечне, он говорил, что по его данным боевиков всего не более сотни, из которых местных - человек 50, а в действительности, по оперативному учету ГРУ, там находилось порядка 800 боевиков, и подавляющее большинство из них были чеченцы. Судя по всему, специалисты ГРУ на тот момент смотрели на ситуацию более трезво. Вот то же самое и сейчас", - уверен Джемаль.
Отметим, что глава Чечни Рамзан Кадыров на протяжении последних нескольких лет оценивает силы боевиков в республике в 40-50 человек. В мае 2013 года Рамзан Кадыров заявил, что боевики остались только на границе с Ингушетией.
"Такого ловкого поведения в городе достаточно большого числа боевиков не может быть, если там нет местных людей, хорошо ориентирующихся в ситуации. Как бывает, когда в город заходят чужаки, мы помним по Новому году 1994-1995 года, когда русскими танкистами фактически загрузили Грозный", - отметил Джемаль.
Целью акции журналист называет "демонстрацию силы". "Мы не знаем точного количества, разбег идет от оценки в 7-10 человек до 200, а это уже не малая цифра. Вне всякого сомнения, эта акция является демонстрацией того, что мы здесь есть, никуда не исчезли, и война продолжается. Предположить, что это не случайно совпало с посланием Путина можно, но сложно, потому что фактически первое лицо государства должно говорить про экономику, про внимание к школьному образованию на фоне того, как в одной из республиканских столиц продолжается бой, и никакой внятной позиции он высказать не может, потому что просто не был готов к этому, потому что находился так же в полной убежденности, что на Кавказе все утихает и, в том числе благодаря регулярным утверждениям Кадырова о том, что все спокойно", - заключил Орхан Джемаль.
По подсчетам "Кавказского узла", основанным на информации из открытых источников, с начала января до конца ноября текущего года на Северном Кавказе погибли 290 человек и 144 получили ранения, из них 24 человека погибли и 27 были ранены в Чечне. Более подробную статистику жертв конфликта за 11 месяцев с начала года "Кавказский узел" публикует в разделе "Северный Кавказ – статистика жертв".
источник: корреспондент "Кавказского узла"