×

Кавказский узел

Скачайте приложение — работает без VPN!
Скачать Скачать
23:44, 11 мая 2025

Чеченцы пожаловались на снос мечети в дагестанском селе

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В Ленинауле, несмотря на договоренности с властями, снесена чеченская мечеть, построенная  в XIX веке, заявили жители села.

Как писал "Кавказский узел", Ауховский район, в котором компактно проживали чеченцы-аккинцы, был ликвидирован в 1944 году после сталинской депортации чеченцев и ингушей. В северо-западной части территории района образован Новолакский район, эта часть была заселена лакцами из горной части Дагестана, а юго-восточная часть района передана соседнему Казбековскому району вместе с селами Юрт-Аух и Акташ-Аух и заселена аварцами из соседнего села. Спустя 13 лет, в 1957 году, чеченцам-аккинцам, как и остальным депортированным вайнахским народам, разрешили вернуться на историческую родину.

С депортацией вайнахов непосредственно связан нерешенный вопрос о правах чеченцев Дагестана, которые уже почти 30 лет ждут восстановления Ауховского района, говорится в справке "Кавказского узла" "Главное об Аухе: чего требуют чеченцы от властей Дагестана".

Видеозапись, на которой чеченцы жалуются на снос мечети в селе Ленинаул Казбековского района Дагестана, опубликована в Instagram*-паблике auh_media.

На видео трое мужчин стоят на фоне здания и трактора.

"Мы стоим на том месте, где стояла старая чеченская мечеть, построенная чеченцами селения Акташ-Аух. Это подтверждается переписью населения, которая была произведена царскими властями в 1885, 1889 годах (согласно данным сайта Русского географического общества, первая  и единственная перепись населения Российской империи проходила 28 января (9 февраля) 1897 года, - прим. "Кавказского узла"). Там указано, что в селении Акташ-Аух есть четыре действующих мечети. Здесь которая размещена, она была одной из этих квартильных  мечетей", - рассказал один из мужчин на записи.

По его словам, чеченцы "неоднократно обращались во все органы власти", чтобы  "сохранить нашу историческую память". Он сообщил, что 7 мая состоялась встреча, на которой была достигнута договоренность, что мечеть пока сносить не будут, однако уже утром 8 мая она была снесена.

Здание мечети. Стоп-кадр видео auh_media от 10.05.25, https://www.instagram.com/p/DJfLKA9sWTp/ (деятельность компании Meta, владеющей соцсетью, запрещена в России).В конце ролика приведена фотография небольшого здания, у которого стоят несколько автомобилей.

Видео также разместил в своем Telegram-канале блогер Тумсо Абдурахманов**. "Ситуация накалена. Ни Кадыров, ни кто-либо из его подчиненных никак не вмешиваются и не комментируют происходящее", - подчеркнул он.

К 23.44 мск в Telegram-каналах главы Чечни Рамзана Кадырова, депутата Госдумы Адама Делимханова, уполномоченного по правам человека в Чечне Мансура Солтаева, главы Миннаца Чечни Ахмеда Дудаева не содержится комментариев в связи со сносом мечети.

Напомним, восстановление Ауховского района, которое планировалось завершить к 2025 году, фактически остановлено уже много лет, переселение лакцев и строительство новых домов сорваны, констатируют дагестанские активисты. 

23 февраля 2025 года исполнился 81 год со дня начала сталинской депортации вайнахов. На митинге, приуроченном к этой дате, премьер-министр Чечни Магомед Даудов озвучил требование вернуть потомкам репрессированных жилье в бывшем Ауховском районе Дагестана. В селе Новокули Новолакского района Дагестана 23 февраля также прошел траурный митинг с участием более 500 человек.

Мы обновили приложения на Android и IOS - теперь они работают без VPN! Будем признательны за критику, идеи по развитию как в Google Play/App Store, так и на страницах КУ в соцсетях. Без установки VPN вы можете читать нас в Telegram, либо использовать браузер CENO для обхода блокировок. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в соцсетях Facebook*, Instagram*, "ВКонтакте", "Одноклассники" и X. Смотреть видео "Кавказского узла" можно в YouTube. Присылайте в WhatsApp* сообщения на номер +49 157 72317856, в Telegram – на тот же номер или пишите по адресу @Caucasian_Knot.

* деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.

** внесен в реестр иноагентов.

Автор: "Кавказский узел"

Гласность помогает решить проблемы
Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать через Telegram, выбрав функцию «Файл», либо через WhatsApp - выбрав функцию «Документ». Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.

0

0

Оценить:
12.05.25 в 08:46 nicole.johnson #
Если эта мечеть была построена еще в XIX веке, то это уже как минимум исторический объект. К тому же по исламу снос мечетей запрещен. Получается, что и с морально-этической, и с религиозной точки зрения данное решение было неправильным. Надо бы знать, как местные власти объясняют свое решение? Почему ее не реставрировали, а снесли? Такое впечатление, что данное решение было чисто политическим. А именно, направленным на то, чтобы лишить ауховцев исторической памяти, чтобы в последующем использовать это в каких-то своих целях. По мнению некоторых, снос построенной чеченцами в Ленинауле мечети, ничто иное, как провокация, направленная на разжигание межнационального конфликта в Дагестане. Кстати, в свое время по указанию нынешнего главы Чечни в городе Гудермес была снесена большая мечеть, построенная братьями Ямадаевыми. Теми самыми однотейповцами Кадыровых, которые в 99-м году поддержали бывшего муфтия Ичкерии Ахмата Кадырова, перешедшего на сторону федеральных сил, но впоследствии вступили в конфликт с Рамзаном, после чего двое из братьев (Руслан и Сулим), были убиты, а трем оставшимся пришлось сбежать из республики. Тогда решение о сносе «ямадаевской» мечети власти объясняли тем, что она, якобы, стала «аварийной», из-за чего люди боятся туда ходить, а прокадыровские муллы распространяли среди прихожан слухи о том, что данная мечеть была построена на «неправедные» деньги, а значить и молиться в ней является харамом (запретным). На самом же деле, как тогда полагали многие, Рамзан Кадыров, таким образом, просто хотел вытравить любое упоминание о Ямадаевых, а также показать, что именно он является единственным человеком, кто активно строит и восстанавливает мечети в Чечне.

0

0

Оценить:
12.05.25 в 08:53 dennis_toy #
То есть, жителей Ленинаула местные власти просто ввели в заблуждение, заверив, что мечеть сносить не будут, а затем тайком сделали свое грязное дело? Это, по крайней мере, подло. Удивляет и равнодушие чеченских властей по поводу данной ситуации. Кадыров, вон выделял средства на реконструкцию старинных мечетей в Сирии, или строительство новых в различных регионах России и за ее пределами (даже в Израиле), но почему-то у него не нашлось ни времени, ни средств, чтобы решить вопрос со старинной мечетью в соседнем Дагестане. Кремль велел не вмешиваться? 

0

0

Оценить:
12.05.25 в 09:02 raleigh #
Интересовался как-то у знакомого муллы, дядьки почтенного возраста, относительно вопроса, касающегося разрушения мечетей. Он говорил, снос мечетей разрешен только в исключительных случаях. Например, если она мешает строительству дороги. Или же если здание пришло в полную негодность, и угрожает здоровью и жизням мусульман. Но и в этом случае, ее надлежит реставрировать, или построить вместо нее новую. По его словам, разрушение мечети приравнивается к попытке разрушения религии, а согласно мусульманской религии, если кто вытащит хотя бы один кирпичик из здания мечети, то этот человек будет проклят Всевышним до скончания времен, и попадет в ад. 

0

0

Оценить:
12.05.25 в 09:19 chris #
Вообще-то, чеченцы жалуются на снос мечети в чеченском же селении, которое находится в Дагестане. Это я к заголовку статьи. Что же касается разрушения мечетей. Мой дед рассказывал, как в свое время большевики уничтожали мечети в чеченских селах. Был такой ярый безбожник и чекист по имени Мазлак Ушаев. Во время уничтожения старинной мечети в одном из крупных горных сел республик, после того, как мечеть взорвали. Ушаев заявил старейшинам: «Где ваш Аллах? Почему он не наказывает меня, за то, что я разрушил мечеть, которую вы называете Его домом?». Умирал Ушаев, по словам деда (лично знавшего кого-то из родственников этого чекиста), долго и мучительно, около месяца, или больше того, провалялся в постели, страдая от непрекращающегося поноса. Непосредственно перед смертью и вовсе «поехал кукухой», стреляя из наградного маузера в потолок комнаты, где лежал, и, крича, что он убивает ангела смерти Азраила, который пришел за его душой. Кстати, по рассказам старожилов, в центре Грозного, рядом со зданием бывшего Совмина ЧИ АССР, при СССР находилась памятная плита в честь Мазлака Ушаева. Так вот, после начала горбачевской «перестройки», когда в стране разрешили частное предпринимательство, недалеко от этого места появилась торговая точка по продаже пива. И собиравшиеся там местные алкаши, после продолжительного возлияния, неизменно ходили мочиться на эту самую «плиту Мазлака». Такая вот история. 

0

0

Оценить:
12.05.25 в 09:27 ardath #
Мнение со стороны. А где «служитель Священного Корана», «Герой Ислама», «Хранитель Священных реликвий Ислама», «Защитник Сунны Пророка Мухаммада», и прочая, прочая, прочая, Рамзан Кадыров, и почему он молчит? Как он допустил уничтожение древней мечети, построенной в старинном чеченском селении Акташ-Аухе, или Пхьарчхошка, которое теперь называется Ленинаул? Слово «пхьар», в переводе с чеченского, означает ремесленник. 

0

0

Оценить:
12.05.25 в 09:41 jeffrey #
В Чечне в последние годы активно строятся и открываются сотни мечетей. На сегодняшний день в республике их уже больше 1 500. А в Дагестане, таком же мусульманском регионе, как и Чечня, почему-то снесли старинную мечеть. Как такое понимать?

0

0

Оценить:
12.05.25 в 09:41 jeffrey #

0

0

Оценить:
12.05.25 в 09:42 jeffrey #

0

0

Оценить:
12.05.25 в 09:43 jeffrey #
Вот некоторые из мечетей в Чечне.

0

0

Оценить:
12.05.25 в 14:17 } Игорь Сажин (Эксперт) #
Если эту мечеть восстановят, надо будет все мечети восстановить, что снесли большевики, а потом еще православные потребуют все церкви восстановить. А это уже будет такой удар по экономики, что оправится не удасться. На сегодняшний день удалось восстановить лишь малую часть православных храмов в России. Думайте когда сносите чего-то, может быть следующим поколениям придется все это за свой счет восстанавливать? 

0

0

Оценить:
13.05.25 в 19:15 dwayne_deckow #
Нельзя все культовые сооружения за счёт государства восстанавливать...

0

0

Оценить:
13.05.25 в 21:24 } Игорь Сажин (Эксперт) #
Если признать государство виновным  в разрушении храмов, а РФ признало себя наследником СССР, то государство должно будет компенсировать потери или восстановить. 

0

0

Оценить:
14.05.25 в 09:31 wyatt #
Сейчас меньше верующих, т.ч. восстановление всех храмов вряд ли нужно. Только имеющих историческую ценность...

0

0

Оценить:
14.05.25 в 17:30 } Игорь Сажин (Эксперт) #
В том-то все и дело, что верующих-то нет... Не нужны людям храмы... Они нужны власти чтобы показать, что они возрождают Россию... 

0

0

Оценить:
15.05.25 в 10:25 saul #
Игорь Сажин (Эксперт) # Мне кажется, Вы слишком категоричны. Есть у нас искренне верующие люди, есть. И всегда были. Даже во времена сталинского террора. Просто их сейчас значительно меньше, чем было прежде. И храмы им нужны. А власть… Что власть? Она готова пиариться на любой теме, лишь бы это было показателем того, как они за Россию-матушку радеют. И касается это не только строительства или восстановления храмов.

0

0

Оценить:
15.05.25 в 10:39 wilfredo.koelpin #
Я видел в ю-тубе репортажи блогеров об одной очень религиозной стране  - к моему и их удивлению, там нет народа в мечетях. Народ практически не ходит...

0

0

Оценить:
16.05.25 в 10:23 danna_strosin #
wilfredo.koelpin # Что это, интересно, за такая «очень религиозная страна», в которой народ не ходит в мечети? К тому же, как правило, мусульмане собираются в мечетях по пятницам, в день совершения обязательной коллективной молитвы. А в остальные дни народу в мечетях может и не быть. Все-таки каждый где-то работает, чем-то занимается, и времени проводить там целые дни, у людей просто нет, какой-бы религиозной не была страна, в которой они живут.

0

0

Оценить:
15.05.25 в 10:22 saul #
wyatt # Храмы-то как раз и строятся для того, чтобы распространять религию Господа и привлекать людей. На мой взгляд, восстанавливать разрушенные  храмы должно государство, а вот строить новые,  в первую очередь должны наши новоявленные бизнесмены. Хотя бы для того, чтобы было где грехи свои отмаливать.

0

0

Оценить:
15.05.25 в 10:18 saul #
Игорь Сажин (Эксперт) # Действительно, Россия объявила себя правопреемницей СССР, со всеми вытекающими из этого последствия. А так как в СССР храмы уничтожались, значит их теперь надо восстанавливать. Как раз таки России.

0

0

Оценить:
15.05.25 в 10:15 saul #
dwayne_deckow # Если культовые сооружения разрушала власть, что имело место быть, то как раз-таки государство и должно их восстанавливать. Я так думаю.

0

0

Оценить:
12.05.25 в 23:07 mason.franecki #
Игорь Сажин (Эксперт) # Тут Вы неправы. В Чечне уже полторы тысячи мечетей при Кадырове построено, тогда как даже во времена независимости Ичкерии их было в разы меньше. И никто в других мусульманских регионах почему-то не требует, чтобы им восстановили или построили мечети, как это делается в Чечне. А небольшие сельские мечети восстановить или отреставрировать не такая уж сложная и затратная задача. В Чечне есть села, жители которых сами собирали деньги и строили себе мечети и молельные дома. Или находился спонсор из числа местных, кто выделял необходимые средства или помогал стройматериалами и т.д. Снос мечети в Акташ-Аухе, построенной предками живших там чеченцев, больше смахивает на провокацию.  

0

0

Оценить:
13.05.25 в 21:26 } Игорь Сажин (Эксперт) #
Чечня в этом отношении уникальная. В православной части России нет такого рвения в строительстве храмов. Если храмы строят - это скорее убеждение церковных властей и они все нороваят куда-нибудь в центр поставить, а большая часть церквей разрушены были по селам, а теперь эти села полупустые стоят, а то и вовсе пустые. 

0

0

Оценить:
14.05.25 в 09:27 wyatt #
Да, но знаете потихоньку кое-где и в России по посёлкам храмы восстанавливают...

0

0

Оценить:
14.05.25 в 17:29 } Игорь Сажин (Эксперт) #
Не поверите, - не восстанавливают. Восстановление настолько плохое и восстановили на сегодняшний день лишь одну сотрую часть храмов. В Чечне храмов настроили за это время больше чем было, а в православной России даже восстановить не могут, некому.... Да и в востановленные храмы-то ходят очень слабо. На большой праздник придут, а в воскресенье храмы пустые стоят, я уж о буднях не говорю... Стоит грамадина и отпаливается, а в храме пусто, за весь день если 100 человек пройдет и то чудо. 

0

0

Оценить:
15.05.25 в 10:38 archie_baumbach #
Игорь Сажин (Эксперт) # Сказать, что совсем не восстанавливают храмы, было бы неправильно. А вот насчет качества восстановительных работ, то здесь да, есть серьезные претензии и проблемы. Действительно, при Кадырове в Чечне не только мечети, но и православные храмы восстановили и построили. Но, православных храмов на территории Чечни раз-два и обчелся, а вот мечетей уже больше полутора тысяч. Так что, Кадыров на восстановление православных храмов особо не потратился. А вот насчет того, что церкви посещает мало людей, то с этим соглашусь. Правда и в мечети ежедневно мало кто ходит, но вот по пятницам, в день коллективных молитв, кое-где бывает не протолкнуться. Это факт.

0

0

Оценить:
15.05.25 в 10:40 wilfredo.koelpin #
Да, это во многих местах так и есть...

0

0

Оценить:
15.05.25 в 18:33 buster #
wilfredo.koelpin # Есть Такое. Самому не раз пришлось совершать коллективную молитву во дворе мечетей.

0

0

Оценить:
15.05.25 в 10:33 archie_baumbach #
wyatt # Возможно, что так и есть. Но если сравнить количество храмов в России в дореволюционный период, и в наше время. то разница, вне всякого сомнения, будет просто колоссальной.

0

0

Оценить:
15.05.25 в 12:07 } Игорь Сажин (Эксперт) #
Их восстанавливают в очень ограниченном количестве. Я знаком с некоторыми батюшками, которые как раз служат в сельских храмах и восстанавливают их, так вот они не живут там, они там наездами бывают. Они сами там жить не очень хотят. Увы, у нас еще не возродилась культура провинциализации России. Люди ломятся в центральные города. И самое непрятное нами руководят люди, которые потворствуют именно этой центрально ориентированной культуре. Да, создали программы земский доктор, даже еще какие-то создают, но эти программы плохо работают. Большая часть из этих молодых врачей что едут в село по этой программе смотрят на это как на временное проживание и потом сбегают из окраины. Для развития окраин нужен хороший интернет, хорошее энергоснабжение, хорошие дороги. Но ведь этого-то нет. Сил хватает лишь на обслуживание центральных инфраструктур, а окраина по остаточному принципу, мол зачем в вас вкладываться, если вы не приносите дохода. Так потому и доход не приносят, что к ним относятся как к чему-то второстепенному. Вот и стоят храмы до сих пор в виде складских помещений, магазинов, а то и просто в виде развалин. И это в своем большинстве... 

0

0

Оценить:
15.05.25 в 18:38 buster #
Игорь Сажин (Эксперт) # Так это всегда было. В первую очередь обслуживалась центральная инфраструктура, а что оставалось – шло на периферию. В стране тысячи заброшенных сел. Причем в немалой степени оттоку населения в города способствует сама власть. Естественно, в таких селах ни храмов не восстанавливают, ни даже фельдшерских пунктов нет, не говоря уже о нормальных больницах в райцентрах. Стране позарез нужен новый Столыпин.

0

0

Оценить:
16.05.25 в 09:12 terence_mertz #
Для жизни храма нужны прихожане и пожертвования...

0

0

Оценить:
16.05.25 в 10:26 danna_strosin #
terence_mertz # Само собой. Что за храм (церковь, мечеть), без прихожан?  И без необходимой поддержки и участия верующих в его функционировании?

0

0

Оценить:
15.05.25 в 10:31 archie_baumbach #
Игорь Сажин (Эксперт) # «Уникальность»  Чечни в том, что Кадырову позволено много больше, чем другим кремлевским наместникам. Вот он этим и пользуется. И мечети что построены и строятся активно в Чечне, ему нужны в первую голову, чтобы упрочь свою власть. А полностью подконтрольный ему муфтият активно способствует насаждению культа личности Кадыровых в республике. Хотя ислам такие вещи категорически отрицает. А насчет того, что большинство сел в центральной России пустуют, тут я согласен. Людей понемногу загоняют в города, где контролировать и держать их в узде властям гораздо проще.

0

0

Оценить:
15.05.25 в 12:07 } Игорь Сажин (Эксперт) #
Т.е. мечети в Чечне строятся на деньги российских налогоплатильщиков, а не на деньги верующих в самой Чечне? 

0

0

Оценить:
15.05.25 в 18:47 buster #
Игорь Сажин (Эксперт) # Спросить  Кадырова и официоз, так все мечети в Чечне, а также больницы, школы, дороги, мосты, все эти высоки -«сити» в городах и все остальное. возводится исключительно на средства общественного фонда имени Ахмата Кадырова, которым как бы  руководит мать главы Чечни. Плюс ко всему этому, фонд оказывает помощь военнослужащим, находящимся на СВО, отправляя туда бронетехнику, обмундирование, медикаменты, продукты питания и т.д. Да и получает Кадыров из федерального центра какие-то смешные 375 миллиардов рублей ежегодно. Это разве деньги? Их его детишкам на разъезды по Дубаям и карманные расходы не хватит. Раньше в Чечне верующие собирали средства на возведение мечетей в своих селах, или же находился какой-нибудь бизнесмен, из числа местных, кто давал деньги на строительство. Но теперь кадыровская власть прибрала все к рукам. рассказывали недавно такую историю. В одном из населенных пунктов сельчане возвели медресе, чтобы их дети учились чтению Корана и основам религии. А на открытие прикатило духовенство во главе с муфтием, чиновник разного уровня, телевидение, и выдали репортаж, что медресе было построено благодаря фонду Кадырова.

0

0

Оценить:
16.05.25 в 09:11 terence_mertz #
Вряд ли у верующих хватило бы своих денег...

0

0

Оценить:
16.05.25 в 12:46 } Игорь Сажин (Эксперт) #
Значит всеже в Чечне верующих больше и они готовы не только восстаановить разрушенное за свои средства, но строить новые мечети... Не потерять бы Чечне это богатство... 

0

0

Оценить:
16.05.25 в 18:17 lyndon #
Игорь Сажин (Эксперт) # Надо признать, в последние годы верующих в республике действительно стало в разы больше. Тут скорее сыграли свою роль две прошедшие в Чечне военные компании. На войне, как известно, неверующих не бывает. Под обстрелом, бомбежками и т.д., люди обращаются за спасением к Богу. Так что верующих в республике теперь и вправду много. Причем как среди людей старшего поколения, так и молодежи. Это хорошо видно во время пятничных коллективных молитв  в мечетях. А принять участие в строительстве мечети (выделением денежным средств, стройматериалами, просто в качестве разнорабочего), является в исламе весьма благим делом. Так что неудивительно, что по возможности верующие помогают в строительстве мечетей.

0

0

Оценить:
16.05.25 в 10:30 danna_strosin #
terence_mertz # Почему же? В Чечне в 90-х в ряде сел люди возводили небольшие мечети за счет собственных средств. Конечно, построить что-то наподобие центральной мечети в Грозном (с мраморными колоннами, позолотой и вместимостью в тысячи человек), у простых людей средств не хватит. Но относительно небольшую и простую мечеть верующие могут позволить себе построить. В одном из сел в Чечне есть небольшая мечеть, которую на свои средства построил просто труженик. Султан, кажется, его звали. Он уже умер, а мечеть так и называют его именем.
Комментирование через кавказский узел

Выбор редактора
16:57, 13 мая 2025
Нальчик и соседи. Кавказ в поисках справедливости
7
О моральном вреде. Сколько государство платит за незаконное уголовное преследование
17:34, 28 апреля 2025
Нальчик и соседи. Кавказ в поисках справедливости
6
«Затопили, не глядя». Жители Ирганая требуют моральной компенсации 
21:39, 22 апреля 2025
Блогерка. Северный Кавказ
Против ветра - как живут ногайцы в Дагестане
Все блоги
Блогеры
16:57, 13 мая 2025
Нальчик и соседи. Кавказ в поисках справедливости
7
О моральном вреде. Сколько государство платит за незаконное уголовное преследование
17:34, 28 апреля 2025
Нальчик и соседи. Кавказ в поисках справедливости
6
«Затопили, не глядя». Жители Ирганая требуют моральной компенсации 
21:39, 22 апреля 2025
Блогерка. Северный Кавказ
Против ветра - как живут ногайцы в Дагестане
10:08, 19 апреля 2025
Нальчик и соседи. Кавказ в поисках справедливости
4
Опасная скважина. Как дагестанцы отстаивают свое право на экологическую безопасность
11:31, 3 апреля 2025
Нальчик и соседи. Кавказ в поисках справедливости
4
Многомилионное дело дагестанского чиновника