RSSВладикавказ. Там, где тепло и сыро.

размышления о всяком после просмотра странного фильма

16:39, 07 ноября 2023

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

Наткнулся на фильм, который смотрел 30 лет назад, не меньше. Оказалось, за это время фильм превратился из черно/белого в цветной и даже вышел в формате 4К. Удивительно для ленты, где полтора часа ничего не происходит. Хотя, с другой стороны понятно почему, ведь за этот период его режиссер успел стать корифеем мирового кино, а сценарист нобелевским лауреатом.

Речь о фильме "Страх вратаря перед одиннадцатиметровым". Там вратарь какой-то австрийской футбольной команды неожиданно бросает свой клуб посреди игры и болтается по незнакомому городу. Затем совершает немотивированное убийство случайной любовницы и продолжает слоняться по окресностям не испытывая ни раскаяния, ни желания скрыться от полиции.

Своего рода австрийский господин Мерсо из другого классического европейского романа середины прошлого века. Классика абсурдизма и экзистенциализма. Но я не о фильме и не о книге хотел сказать.

Просто вспомнил как смотрел его тогда. Ещё в школе учился, а по телеку ближе к ночи крутили ретроспективы европейских режиссеров. Вот этот самый Вим Вендерс там был, Питер Гринуэй был, Линч и ещё много кого... И раз в неделю я это все смотрел, естественно, совершенно ничего не понимая. А смотрел просто потому что больше ничего нормального не показывали.

Что могло заинтересовать подростка на российском телевидении в 92 году? Военные сводки из Карабаха? Ок, их тоже смотрел вместе с семьёй в вечерних новостях, но потом обязательно ждал какого-нибудь странного фильма. Потому что скучно было. И смартфона не было. И тысячи таких же скучающих подростков, наверняка из тех же причин познакомились тогда с лучшим современным западным кинематографом. Сейчас я такую ситуацию даже представить не могу. В этом вся и разница, а не в том, что кто-то умнее. Просто кто-то оказался в нужный момент в нужном месте. 

Кстати, я считаю, что нашему поколению 40+ действительно повезло в каком-то смысле, несмотря на все передряги. Мы ещё застали тотальный информационный голод периода советского застоя, и в то же время мы были достаточно молоды, когда случился резкий прорыв медиа-технологий. Наличие того, совершенно иного опыта, помогает нам ценить то, что у нас есть сейчас. И мы умеем хорошо со всем этим обращаться.

Мы не похожи на наших бабушек, которые впервые увидели радиотелефон и не могли с ним справиться, потому что привыкли ждать длинный гудок в трубке до набора, а тут надо было сначала набирать, а потом уже слушать гудки. С нами наверно тоже что-то подобное произойдет в старости, но сейчас все очень быстро меняется и такого шока, как кнопки вместо циферблата уже не будет.

Я недавно наткнулся в одном старом американском журнале 70х годов на рекламу новой модели фотоаппарата Olympus. Новая модель там сравнивалась с предыдущей. Между этими моделями было три года. А сам журнал был датирован ещё тремя годами позднее. То есть, за шесть лет крупная компания выпустила только одну новую модель. И мы в Союзе вообще росли в такое время, когда даже такого понятия, как "новая модель" не существовало))

Я вам расскажу как мы развлекались году так в 1986, когда нам с пацанами было по 10 лет. У нас тогда на районе открылась комиссионка. "Комиссионка" это магазин, куда можно было сдать на продажу какую-нибудь подержанную вещь. Ну и заодно это было единственное место, где можно было купить редкую импортную технику, именно за этим туда и приходили.

И одним из наших развлечений было ходить в комиссионку и смотреть на импортные магнитофоны, всякие там JVC, TDK и прочие Sanyo. Подходить к ним было нельзя, они стояли метрах в трех от прилавка и мы могли там стоять битый час и надеяться, что какой-нибудь покупатель попросит включить один из магнитофонов и мы увидим как плавно откидывается крышка кассеторприемника.

Обсуждали каждую кнопку, каждую деталь этих невероятной красоты аппаратов. До сих пор помню шок, когда продавец, взрослый дядька, который вообще с нами никогда не разговаривал, вдруг показал нам полностью прозрачную кассету. Это был реально шок. Необычней этого мы ничего не видели.

Мы ходили туда, как в музей космонавтики, не меньше. Потому что остальная жизнь казалось серой. Это правда, именно тогда я это ощущал. Мои родители не были диссидентами, не пичкали меня политикой, но я знал, что где-то там, невероятно далеко и в полной недоступности, есть настоящий, интересный мир. А я живу в серости. Это я не потом понял, это я тогда ощущал, ясно и четко. И та комиссионка с двухкассетными магнитофонами была маленьким окошком в тот сверкающий мир.

Забавно, что тот серый мир потом разрушили, но ничего толкового на его месте так и не построили, хотя, попытки были. И те вечера у телевизора за просмотром странных фильмов я отношу именно к таким попыткам.

В общем, возвращаясь к фильму, если вы согласны, что жизнь иррациональна, что нормы поведения искусственны, что моральные ценности нам навязаны, а реальность условна, и что только ты сам и никто больше не может наделить свою жизнь смыслом, тогда можно посмотреть. Другим не надо.

Кстати, они там смешно говорят на австрийском диалекте немецкого (одном из) Вместо 'nein' актеры произносят 'net'. Я про это слышал давно от своего однокурсника, который ещё в конце 90х уехал на учёбу в Грац, а потом вернулся и рассказывал, как он подходил на улице к местным и на владикавказский манер спрашивал: 'Net zigarette?'