RSS«Топ 10» северокавказской блогосферы

Глава Дагестана наконец-то высказался... - ТГ-канал @chernovik.net (Дагестан)

18:07, 22 июля 2023

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

1. лава Дагестана наконец-то высказался... - ТГ-канал @chernovik.net (Дагестан):

2. Региональным властям... - ТГ-канал "Спросите у Расула" (Дагестан):

3. Я к вам с напоминанием... - Агунда Бекоева, Северная Осетия.:

4. Одна из формул революций... - Арсен Магомедов, Дагестан:

5. А я говорила... - Ирина Кадзова, Северная Осетия:

6. В последнем выпуске Дудя проскользнула такая мысль - Калой Ахильгов, Ингушетия.:

7. Известный исследователь ранней биографии Сталина... - ТГ-канал Sid[æ]mon (Северная Осетия):

8. Прокомментировал заявление Главы РД - ТГ-канал ESEDOV (Дагестан):

9. Нам поступило сообщение от одного читателя - Хаджи Мурад Доного, Дагестан:

10. К 130-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АЛИХАНА ТОКАТИ - ТГ-канал «Журнал «Дарьял» (Северная Осетия):


1. лава Дагестана наконец-то высказался... - ТГ-канал @chernovik.net (Дагестан).

Глава Дагестана Сергей Меликов наконец-то, спустя несколько дней яростных обсуждений в обществе вопроса строительства памятника Гейдару Алиеву в Махачкале, высказался по этому поводу.

Его позиция весьма, по нынешним временам, демократичная: Памятник будет! А вот где и как он будет выглядеть, решать вам. Без вас этого не решить...

Вот что Меликов заявил:

«...Все важные решения должны приниматься с учетом их (общества) мнения.

Это касается и переименования стадионов, и мест установки памятников, и других важных для города вопросов, не требующих принятия экстренных мер.

Варианты должны рассматриваться, но действовать по таким вопросам без учета мнения общества никто не должен и не будет. 

Думаю, все согласятся, что в нашей республике должны появляться символы уважения людям, оставившим значительный след в нашей истории.

Одним из них является видный государственный деятель Гейдар Алиев, заложивший прочную основу союза наших государств. 

Его память хотят увековечить не только представители одной из титульных наций Дагестана, но и те, кто понимает, как важно сегодня дорожить друзьями. 

Примером нашей дружбы является Азербайджанский государственный экономический университет в Дербенте, где я не так давно побывал и с удивлением узнал, что в нем бесплатно учатся дагестанцы, в то время как представители Азербайджана за свою учебу платят. 

Отдавая должное заслугам Гейдара Алиева, памятники в его честь давно установили  во многих регионах России и мира, он появится и у нас.

Но решение о том, каким он будет и где будет установлен, должно приниматься с учетом общественного мнения и по итогам общественных слушаний.

Активной работы в этом направлении я жду от нового состава Общественной палаты.

Такие же обсуждения должны состояться и в связи с исполнением поручения Президента России Владимира Владимировича Путина о дополнительных мерах по увековечению памяти участников спецоперации. В этом направлении мы продолжаем работу, думаем над монументом, символизирующим подвиг современных защитников Отечества.

Считаю, что его олицетворением может стать Герой России – Нурмагомед Гаджимагомедов. 

Поспешные выводы и некорректные комментарии, особенно те, которые могут быть с обидой восприняты нашими ближайшими соседями и друзьями, не только неуместны, но и вредны, поэтому предлагаю всем вернуться к конструктивному, цивилизованному диалогу. 

Ведь именно в нем – залог гармоничного развития нашей республики!»

@chernovik

2. Региональным властям... - ТГ-канал "Спросите у Расула" (Дагестан).

Региональным властям всегда выгодно прийти на готовое место (чем что-то самим сделать) и там ставить очередной памятник и на этом себе набирать политические дивиденды. 

Себя они в этом вопросе выставляют патриотами и мучениками, а те кто предлагают конструктивные предложения, пытаются выставить вредителями и предателями. Уверен так будет и сейчас. Те кто выступают в защиту парков и скверов будут пытаться выставлять как будто они против СВО или против памяти погибших участников. Уверен они не против всего. Они за сохранения города и городских парков которые в Буйнакске (как и в других) города «раздербанили» на куски и утащили. 

Все очень просто и банально: ребята, хотите установить памятник, так найдите участок, подготовьте территорию и поставьте памятник там. Иначе это разделяет жителей на сторонников и противников тем самым создаются конфликтные точки. Люди же не против памятника участникам СВО. 

А общественные слушания на наших глазах часто превращаются в цирк, и каждый такой цирк, это очередной гвоздь в крышку гроба авторитета власти в глазах общественности. 

https://t.me/chernovik/56031

3. Я к вам с напоминанием... - Агунда Бекоева, Северная Осетия..

Я к вам с напоминанием, что Техов — на свободе, вот этот тип — на свободе, и много кто еще на свободе, чьи дела не получили резонанса. 

И они ходят по городу, гуляют в парках, стоят в очередях поликлиник и на кассах супермаркетов и очень горды собой. Никто не перестал с ними здороваться, никто не исполнил угрозы перекрыть им кислород и так далее.

Сказать мне по этому поводу уже нечего, но есть вопрос: кто за последний год приобретал травматическое оружие? Поделитесь опытом.

https://t.me/region15_info/18157

4. Одна из формул революций... - Арсен Магомедов, Дагестан.

Одна из формул революций для меня звучит так: тот, кто не готов по справедливости уступить часть, потеряет все. 

 

Наверное, это применимо и к революциям в сфере общественного уклада. В частности, в вопросах традиционных женских ролей в Дагестане.  

 

Если мы не хотим, чтобы эти роли изменились в корне, чтобы мы потеряли традиционный образ дагестанской семьи – не хотим революций в этой сфере, то необходимо его немного поменять. 

 

Устранить перекосы в Дагестане, которые образовались из-за смены исторических условий и из-за долгих лет невежества. 

 

Если спросить меня, то лучшим помощником в устранении этих перекосов, я считаю ислам.  

 

Не те замшелые, архаичные и невежественные взгляды, которые по ошибке или сознательно (для своего удобства) называют исламом.  

 

А настоящий ислам, тот который впервые в мировой исторической парадигме подлинно возвысил женщину и стал ее оберегать.   

 

Об этом конечно можно долго спорить, но для меня очевидно, что победа женщин и победа Дагестана в этой сфере заключается в победе настоящего ислама у нас. 

 

А пока предлагаю посмотреть фильм "Они тоже мечтали. Истории дагестанских женщин".  

 

Меня он очень затронул. 

https://youtu.be/gz1F1iNGYR8

5. А я говорила... - Ирина Кадзова, Северная Осетия.

А я в интервью газете "Слово" говорила о курсах осетинского для политиков и госчиновников. Результатом этих курсов должно стать более уверенное владение осетинским языком на уровне политических тем. А далее уже, билингвальные заседания, например, билингвальные мероприятия на государственном уровне. Политики и чиновники тоже люди и имеют происхождение и корни. Алчи дзы хæдзарæй рацыд. Не думаю, что их не заботит то, что останется младшим дальше. Просто нужно внедрять осетинский язык в новую реальность. У меня есть идеи этого. Хуыцау фæндæй, цыдæртæ байдыдтам аразын, æмæ фидæны дæр нæ къухы бафтдзысты нæ рухс фæндтæ не 'взаджы тыххæй.

Бузныг Зелимханæн æмæ Аслæнбегæн, ирон æвзаг кæй нæ уæгъд кæнынц политикæйы мидæг. Стæй Фидараты Юрийæн йæхицæн ацы темæйыл, кæй æрдзырдта.

6. В последнем выпуске Дудя проскользнула такая мысль - Калой Ахильгов, Ингушетия..

В последнем выпуске Дудя проскользнула такая мысль: вот те, кто по разным причинам остался в стране, они со временем начинают строить некую мысль о том, что «все еще можно жить», что «все могло быть хуже», что «не так все плохо» и так далее. Суть мысли заключается в том, что люди как-то со временем начинают мириться с происходящим и даже в какой-то степени оправдывать события и свое пребывание в стране.  

И мне захотелось высказаться об этом, а потом и спросить вас. Попробую разделить свою мысль на два пункта. Но для начала скажу сразу, что считаю вредными разделение всех, «кто против» на уехавших и оставшихся.  

Итак, первое. Возможно, что многие действительно подсознательно начинают искать какое-то оправдание тому, что они молчат и при этом не могут уехать. Но могу сказать за мое окружение совершенно точно – никто из них не только не начинает искать оправданий, но точно все больше понимают, что происходят необратимые процессы, которые могут привести к трагедии не только для страны, но и для них самих. Но! Есть причины, по которым они остались. Эти причины не зависят от этих людей: ответственность перед родными, отсутствие возможности (не только финансовой) уехать. Они остались, но совершенно не строят никаких иллюзий по поводу того, что «а может быть..» или «может, на той стороне тоже не правы…».  

 

Второе.  Я один из тех многих, кто остался в стране. И, наблюдая за уехавшими друзьями и коллегами, могу сказать ровно то же самое: люди как-то резко начинают меняться. И я не про то, что они стали высказываться так, как они не говорили дома. И это понятно и естественно. Тут вообще нет вопросов. Я про другое: очевидно некое «искажение» в сознании относительно страны, государства, народа (специально разделил их – ясно, что это не одно и то же).  И если радикализация отношения к государству понятна, то резко изменившееся в негативную сторону отношение к оставшимся людям я понять не могу. Еще раз: считаю это вредным.  

И в этой связи у меня вопрос и к уехавшим, и к оставшимся в стране моим подписчикам: наблюдаете ли вы за изменением своего отношения к государству/уехавшим (оставшимся)? И если да, то в какую сторону это отношение изменилось?  

Ответы в комментарии.

7. Известный исследователь ранней биографии Сталина... - ТГ-канал Sid[æ]mon (Северная Осетия).

Известный исследователь ранней биографии Сталина А.В. Островский отмечал, что на бытовом уровне Бесо Джугашвили «мог общаться на четырех языках: армянском, грузинском, русском и тюркском*». Это, в принципе, нормальная ситуация для Грузии, вероятно, и сейчас. Так некоторые старшие беженцы-осетины из центральной Грузии, помимо осетинского, грузинского и русского, могут изъясняться на языке армян, с селами которых соседствовали. Если мы признаем истинность утверждений** о том, что Сталин худо-бедно мог говорить на осетинском, то надо признать и то, что получил он эти знания не в собственной семье, а так же, как и Георг Розен из позапрошлого поста — от соседей-осетин в Гори.

____

*Т.е. азербайджанском.

**Я, как известно, глубоко в них сомневаюсь.

8. Прокомментировал заявление Главы РД - ТГ-канал ESEDOV (Дагестан).

Прокомментировал заявление Главы РД по поводу установки памятника Г.Алиеву в Махачкале. 

Текст комментария опубликован в «Лезги газет». 

 В беседе с корреспондентом «Лезги газет» известный журналист, общественный деятель Альберт Эседов прокомментировал заявление Главы Дагестана Сергей Меликова по поводу установки памятника Гейдару Алиеву «Махачкале.

Меликов однозначно обозначил, что без учёта мнения горожан этот вопрос не будет решаться.

На мой взгляд, заявление Сергея Алимовича -«город должен принадлежать горожанам, и все важные решения должны приниматься с учетом их мнения» должно стать своеобразным лозунгом, применяемым в практике не только в столице республики, но и в других городах Дагестана по всем значимым для жителей этих муниципалитетов вопросам.

Мнение горожан и нормы российского законодательства — должны обязательно быть основой для принятия решений. Однозначно, нужно прислушаться к мнению горожан не только в части того, что и где должно и может быть, но и когда горожане просят воздержаться от того или иного решения», — отметил Альберт Эседов»

9. Нам поступило сообщение от одного читателя - Хаджи Мурад Доного, Дагестан.

Нам поступило сообщение от одного читателя, что в одной из книг я «придумал» один документ, таким образом, я занимаюсь фальсификацией истории; что я пишу о Нажмуддине Гоцинском, но ничего не говорю о его брате Абдулатипе, который был большим алимом, т.е.  мне указывают на мои заблуждения и чем конкретно мне надо заниматься. Решил ответить, хотя отвечать на подобные требования просто нет времени. Итак.

1) Я не из тех авторов, которые от себя что-нибудь придумывают. Поэтому во всех своих книгах я указываю сноски-источники, которыми я пользовался. Надо просто внимательно читать, а не сразу высказывать обвинения автору.

2) Письмо Мухаммад-кадия акушинского Шамилю с наставлениями о прекращении воевать с русскими. 1847 г. (№ 79) в нашей книге «Кавказский газават: конфронтация взглядов». Читателель обвиняет меня в том, что я придумал этот документ. И если это не так, то просит указать источник. Читателю хочется сказать следующее – надо внимательно читать.  Выходные данные указаны в конце документа, также, как и у всех других документов, представленных в книге, т.е. (ДГСВК… С. 561–562. Перевод с арабского). Если кто не знает, что такое ДГСВК, то пусть посмотрит на стр. 251 список сокращений.

3) Об Абдулатипе мы не раз писали, например, большая отдельная глава в книгах «Нажмуддин Гоцинский» (2011 г.) и «Джихад и политика Нажмуддина Гоцинского» (2022 г.), «Феодал» (2012 г.), а также в журнале Ахульго (1999 г. № 3), при этом готовим к изданию о нем рукопись Мансура Гайдарбекова. 

4) Мне не надо указывать, что мне писать или не писать. Я работаю над темами, которые мне интересны. И работаю уже в течение более 30 лет, в архивах разных городов, библиотеках, музеях и т.д. И если принимать указания каждого читателя, что мне писать или не писать, то от меня просто ничего не останется. Я не отдел просвещения, а частное лицо, историк, занимающийся изучением малоизвестных страниц нашей истории, при чем тех, которые мне интересны (я имею на это право).

10. К 130-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АЛИХАНА ТОКАТИ - ТГ-канал «Журнал «Дарьял» (Северная Осетия).

К 130-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АЛИХАНА ТОКАТИ

ГОРЦЫ ИДУТ

Перевод с осетинского Т. Саламова

Пути не видя пред собой,

Всем миром, скорбны и унылы,

Идут, идут они толпой

Под сенью белого авгила*.

Над ними хмурых туч гряда,

Лохмотья серого тумана.

Идут неведомо куда

В одежде рваной.

Их солнце мертвое слепит,

Крадется в тучах бледным диском.

Они идут, и жизнь в них спит,

И гибель близко.

Им горы вслед глядят, глядят,

Глядят печально, с укоризной.

За ними ливни вслед летят,

Как будто гонят их из жизни.

Им вслед с угрюмых ледников

Обвалы черные сползают.

Идут куда-то далеко,

И лютый голод их терзает.

За ними ветер, плач и крик,

Они уйдут, уйдут навеки.

А впереди слепой старик,

А позади хромой калека.

А кто их звал? И где их ждут?

Но, меря посохом дороги,

Идут толпой они, идут

Платить кровавые налоги.

Война! Война! – им смерть поет

Свою пронзительную песню, –

И солнце, глаз прикрыв, плывет

В багровой бездне.

* Авгил – ритуальный предмет, растянутая на шесте белая баранья шкура.